Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 9-13

09 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,

10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

11 Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?

12 Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

С этим евангельским отрывком произошла интересная история: в древности он был отредактирован и приведен в соответствие с параллельным текстом Евангелия от Матфея. При этом он не был просто скопирован, а изменен, но изменения коснулись не всего текста, а лишь его части. И здесь, и в Евангелии от Матфея сейчас звучит одно и то же противопоставление: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?» (Мф. 7:9) — так написано в Евангелии от Матфея, в Евангелии от Луки мы слышим: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень?». В этих двух фразах видны лишь стилистические отличия, смысловой разницы в них нет. Критический текст Евангелия от Луки отражает другой, более древний текст этого отрывка, он звучит так: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него яйцо, подаст ему скорпиона?». Может показаться, что речь здесь идет об одном и том же: нормальный отец не даст своему сыну вместо чего-то хорошего нечто дурное, отец исполнит просьбу о благе. С одной стороны, это так, действительно, в этом смысле речь идет о том же самом. А с другой, в неотредактированном тексте Евангелия от Луки содержится отсылка на другое изречение Христа Спасителя, которое звучало в предыдущей — 10-й —главе: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19). Исследователи проводят параллель между первым и вторым упоминанием скорпионов. На правоту такого подхода указывает окончание сегодняшнего евангельского отрывка, который в Евангелии от Луки не был отредактирован для приведения в соответствие с Евангелием от Матфея и потому звучит абсолютно во всех изданиях Евангелия несколько иначе: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него». Тогда как у Матфея отрывок заканчивается так: «Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7:11). У апостола Матфея Бог, в отличие от злых людей, дает блага тем, кто их у Него просит. Здесь под «благами» можно понимать абсолютно что угодно, но сам контекст речи Христа побуждает толкователей в этом обетовании видеть лишь материальное. К примеру, святитель Григорий Богослов полагал, что здесь речь идет о необходимом для физической жизни человека: «[Бог] всем человекам даровал в изобилии потребности жизни, кои ни власти не подлежат, ни законом не ограничиваются, ни пределами государств не преграждаются». У евангелиста Луки речь идет о чем-то большем: не просто блага, не просто необходимое для благополучной жизни, а Духа Святого, благодаря Которому человек будет иметь крепкую веру и, как следствие, станет способен «наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» так, как было обещано чуть раньше. Понятно, что речь здесь идет не об опасных животных, а о противоборствующих Богу и человеку силах, вернее, о той самой силе, которая в свое время лишила человека райского блаженства. Бог дает просящему у Него силу для борьбы с этой силой. И не просто для борьбы, а для победы над ней.

С этим евангельским отрывком произошла интересная история: в древности он был отредактирован и приведен в соответствие с параллельным текстом Евангелия от Матфея. При этом он не был просто скопирован, а изменен, но изменения коснулись не всего текста, а лишь его части. И здесь, и в Евангелии от Матфея сейчас звучит одно и то же противопоставление: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?» (Мф. 7:9) — так написано в Евангелии от Матфея, в Евангелии от Луки мы слышим: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень?». В этих двух фразах видны лишь стилистические отличия, смысловой разницы в них нет. Критический текст Евангелия от Луки отражает другой, более древний текст этого отрывка, он звучит так: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него яйцо, подаст ему скорпиона?». Может показаться, что речь здесь идет об одном и том же: нормальный отец не даст своему сыну вместо чего-то хорошего нечто дурное, отец исполнит просьбу о благе. С одной стороны, это так, действительно, в этом смысле речь идет о том же самом. А с другой, в неотредактированном тексте Евангелия от Луки содержится отсылка на другое изречение Христа Спасителя, которое звучало в предыдущей — 10-й —главе: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19). Исследователи проводят параллель между первым и вторым упоминанием скорпионов. На правоту такого подхода указывает окончание сегодняшнего евангельского отрывка, который в Евангелии от Луки не был отредактирован для приведения в соответствие с Евангелием от Матфея и потому звучит абсолютно во всех изданиях Евангелия несколько иначе: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него». Тогда как у Матфея отрывок заканчивается так: «Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7:11). У апостола Матфея Бог, в отличие от злых людей, дает блага тем, кто их у Него просит. Здесь под «благами» можно понимать абсолютно что угодно, но сам контекст речи Христа побуждает толкователей в этом обетовании видеть лишь материальное. К примеру, святитель Григорий Богослов полагал, что здесь речь идет о необходимом для физической жизни человека: «[Бог] всем человекам даровал в изобилии потребности жизни, кои ни власти не подлежат, ни законом не ограничиваются, ни пределами государств не преграждаются». У евангелиста Луки речь идет о чем-то большем: не просто блага, не просто необходимое для благополучной жизни, а Духа Святого, благодаря Которому человек будет иметь крепкую веру и, как следствие, станет способен «наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» так, как было обещано чуть раньше. Понятно, что речь здесь идет не об опасных животных, а о противоборствующих Богу и человеку силах, вернее, о той самой силе, которая в свое время лишила человека райского блаженства. Бог дает просящему у Него силу для борьбы с этой силой. И не просто для борьбы, а для победы над ней.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

This website uses cookies.