Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Иоанна, Глава 3, стихи 16-21

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;

20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,

21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Читает и комментирует Евангелие от Иоанна, Глава 3, стихи 16-21 протоиерей Павел Великанов

Ин., III, 16-21 

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него.
18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
19 Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
21 а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Комментирует протоиерей Павел Великанов

Тема света и тьмы — сквозная для всего Евангелия от Иоанна. В сегодняшнем чтении, очень плотном по насыщенности смыслами, эта тема переплетена с другой — темой веры. Верующий в Сына — светел, он светится — правда, не каким-то своим собственным, самопроизведённым светом, а тем самым Светом Истины, на котором и держится всё мироздание. Верующий в Иисуса сонастроен Ему — и поэтому может и дальше передавать тот чистый, неискажённый Свет Истины, источником которого и является Сам Бог.

Евангелист Иоанн предлагает читателю задуматься над тем, что же такое — Суд Божий? Ведь суд — это переход из неопределённости в однозначность. И Бог входит в этот мир — только не карающим мечом, не уничтожающим наказанием — но просвещающим Светом. Однако тем, кто давно уже свыкся с темнотой, это сияние Света кажется слишком резким и невыносимым: приходит свет, и они в ужасе зажмуриваются, закрывают глаза руками, потому что боятся ослепнуть. Но почему же они боятся? Разве они не знают, что этот Свет — очищающий, обновляющий, целебный — а вовсе не изничтожающий, прожигающий насквозь и приносящий невыносимую боль?

И здесь евангелист Иоанн предлагает нам потрясающую по своей глубине мысль. Тот, кто совершает зло — боится прежде всего себя самого настоящего. Ведь на свет выводится только то, что имеет подлинность. Что «есть». Невозможно вывести на свет «призрак», или «привидение», или ту или иную «кажимость», потому что она сразу же испаряется, исчезает. Но в полумраке, в «недосвеченности» — они прекрасно существуют, заморачивая людей, убеждая их в реальности своего присутствия. Неясность, мутность, недосказанность, вариативность истолкований — всё это питательный бульон для нашего «темного двойника», «душевного призрака». Он — абсолютный паразит, он питается только соками и силами нашей человеческой природы, которую дал нам Бог — но при этом пытается оторвать её от причастности к Богу, сделать своей, автономной, независимой.

Каждому из нас знаком этот морок эгоцентризма. Мы понимаем, что так нельзя, неправильно, грешно — но нас он обволакивает со всех сторон, мы пытаемся вырваться из этого липкого кокона — но ещё больше запутываемся. Мы расстроены, растеряны, запуганы. Наш «призрак» — оказывается сильнее нас.

Тот, кто с таким положением соглашается — в конце концов не только привыкает, но и начинает даже испытывать своеобразное удовольствие. Разве вы не замечали, что в любой исполняемой страсти есть особая сладость? Сладость, когда твоему врагу значительно хуже, чем тебе. Радость, когда отмщение всё же свершилось. А как сердце заходится у сребролюбца от очередной суммы на счету — даже если он и не собирается ей воспользоваться! А сколько вязкой сладости в унынии и печали! Здесь наше Эго просто разворачивается не на шутку!

Всё это и есть та «любовь к темноте», о которой говорит евангелист. Зло в своей обнажённости полюбить невозможно. Но оно мастерски прикрывает кажущимся благом своё пустое нутро — и мы поддаёмся, и снова и снова обманываемся, испытывая в итоге горечь разочарования. Но настолько уже привыкли, что не можем выбраться из этой разрушительной игры.

Но когда приходит в душу Свет Сына Божия — у нас появляется реальная возможность просветиться — перестать бояться собственных призраков и страхов — и всеми силами устремиться к Тому, Кто и есть Сам Свет, Который никакая тьма поглотить не может!

Ин., III, 16-21 

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него.
18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
19 Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
21 а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Комментирует протоиерей Павел Великанов

Тема света и тьмы — сквозная для всего Евангелия от Иоанна. В сегодняшнем чтении, очень плотном по насыщенности смыслами, эта тема переплетена с другой — темой веры. Верующий в Сына — светел, он светится — правда, не каким-то своим собственным, самопроизведённым светом, а тем самым Светом Истины, на котором и держится всё мироздание. Верующий в Иисуса сонастроен Ему — и поэтому может и дальше передавать тот чистый, неискажённый Свет Истины, источником которого и является Сам Бог.

Евангелист Иоанн предлагает читателю задуматься над тем, что же такое — Суд Божий? Ведь суд — это переход из неопределённости в однозначность. И Бог входит в этот мир — только не карающим мечом, не уничтожающим наказанием — но просвещающим Светом. Однако тем, кто давно уже свыкся с темнотой, это сияние Света кажется слишком резким и невыносимым: приходит свет, и они в ужасе зажмуриваются, закрывают глаза руками, потому что боятся ослепнуть. Но почему же они боятся? Разве они не знают, что этот Свет — очищающий, обновляющий, целебный — а вовсе не изничтожающий, прожигающий насквозь и приносящий невыносимую боль?

И здесь евангелист Иоанн предлагает нам потрясающую по своей глубине мысль. Тот, кто совершает зло — боится прежде всего себя самого настоящего. Ведь на свет выводится только то, что имеет подлинность. Что «есть». Невозможно вывести на свет «призрак», или «привидение», или ту или иную «кажимость», потому что она сразу же испаряется, исчезает. Но в полумраке, в «недосвеченности» — они прекрасно существуют, заморачивая людей, убеждая их в реальности своего присутствия. Неясность, мутность, недосказанность, вариативность истолкований — всё это питательный бульон для нашего «темного двойника», «душевного призрака». Он — абсолютный паразит, он питается только соками и силами нашей человеческой природы, которую дал нам Бог — но при этом пытается оторвать её от причастности к Богу, сделать своей, автономной, независимой.

Каждому из нас знаком этот морок эгоцентризма. Мы понимаем, что так нельзя, неправильно, грешно — но нас он обволакивает со всех сторон, мы пытаемся вырваться из этого липкого кокона — но ещё больше запутываемся. Мы расстроены, растеряны, запуганы. Наш «призрак» — оказывается сильнее нас.

Тот, кто с таким положением соглашается — в конце концов не только привыкает, но и начинает даже испытывать своеобразное удовольствие. Разве вы не замечали, что в любой исполняемой страсти есть особая сладость? Сладость, когда твоему врагу значительно хуже, чем тебе. Радость, когда отмщение всё же свершилось. А как сердце заходится у сребролюбца от очередной суммы на счету — даже если он и не собирается ей воспользоваться! А сколько вязкой сладости в унынии и печали! Здесь наше Эго просто разворачивается не на шутку!

Всё это и есть та «любовь к темноте», о которой говорит евангелист. Зло в своей обнажённости полюбить невозможно. Но оно мастерски прикрывает кажущимся благом своё пустое нутро — и мы поддаёмся, и снова и снова обманываемся, испытывая в итоге горечь разочарования. Но настолько уже привыкли, что не можем выбраться из этой разрушительной игры.

Но когда приходит в душу Свет Сына Божия — у нас появляется реальная возможность просветиться — перестать бояться собственных призраков и страхов — и всеми силами устремиться к Тому, Кто и есть Сам Свет, Который никакая тьма поглотить не может!

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

This website uses cookies.