Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Читает и комментирует Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 27-33 (о. Дмитрий Барицкий)

Перед нами диалог, который произошел между Иисусом Христом и иудеями сразу же после того, как Господь совершил одно из Своих самых потрясающих чудес: пятью хлебами и двумя рыбками Он накормил пять тысяч человек. Народ в восторге. Евреи хотят сделать Иисуса царем. Вот, тот, кто может решить все их проблемы: прогнать оккупантов-римлян, восстановить справедливость, да и просто, сделать жизнь комфортной и беззаботной. В ответ на это Спаситель предостерегает их: «Вы стали свидетелями чуда. Поэтому все ваши мысли должны быть направлены к Богу. Вы должны задуматься о душе. А вместо этого вы продолжаете думать о земном. О том, как насытить чрево и поудобней устроиться в этой жизни. Оттого, что ваши взгляды вперены в землю, вы не видите неба. В этом подлинная причина ваших страданий».

Действительно, физический голод и разного рода лишения не самое страшное, что может приключиться с человеком. Хороший образ мы находим у Достоевского. «Я слышал про одного миллионера, — читаем у него, — который от скуки и тоски, лег на гору своих миллионов и застрелился». Страшнее всего — ощущение той душевной пустоты, которая вносит в нашу повседневность уныние и разлад. Если порой людям и удается преодолеть это состояние всяческого рода развлечениями или же чрезмерной активностью, то лишь временно. Ведь обязательно наступает момент, когда мы остаемся наедине с собой. Когда никаких внешних раздражителей уже не хватает для того, чтобы заглушить тот вопль, который вырывается у нас из груди.

Для времен Спасителя все это было как нельзя актуально. Историки говорят, что в начале новой эры античный мир переживал глубокий мировоззренческий кризис. Именно тогда появляется стоицизм со своей философией пессимизма и устранения. Именно тогда римская знать пытается забыться в распутстве и пирах, на которых подаются паштеты из павлиньих мозгов и соловьиных язычков, где после одного блюда принимали рвотное, чтобы можно было насладиться другим. Люди хотели хоть как-то заглушить терзающую их тоску и заново почувствовать жизнь.

Поэтому Господь формулирует важный принцип, которым следует руководствоваться любому человеку, в ком живет желание по-настоящему утолить голод своей души: «Старайтесь не о пище тленной», ведь она дает удовлетворение лишь на время и после насыщения всегда опять наступит голод зачастую еще более сильный. «Старайтесь о пище, пребывающей в жизнь вечную». О том, что это за пища, Христос говорит в заключении отрывка. Это хлеб, который сошел с неба. Очевидным образом Он отождествляет этот хлеб с Самим Собою. Бог дал миру Спасителя, чтобы люди через Него и в Нем вновь обрели полноту этой жизни, вновь почувствовали ее вкус.

Наш мир мало чем отличается от древнего. Разве что создано больше средств, которые помогают нам убежать от страшной реальности. А поэтому слова обращены и к нам. Каждого из нас Господь призывает к Себе. Придем к Нему, лишь в Нем одном мы сможем найти подлинный покой и насыщение.

Перед нами диалог, который произошел между Иисусом Христом и иудеями сразу же после того, как Господь совершил одно из Своих самых потрясающих чудес: пятью хлебами и двумя рыбками Он накормил пять тысяч человек. Народ в восторге. Евреи хотят сделать Иисуса царем. Вот, тот, кто может решить все их проблемы: прогнать оккупантов-римлян, восстановить справедливость, да и просто, сделать жизнь комфортной и беззаботной. В ответ на это Спаситель предостерегает их: «Вы стали свидетелями чуда. Поэтому все ваши мысли должны быть направлены к Богу. Вы должны задуматься о душе. А вместо этого вы продолжаете думать о земном. О том, как насытить чрево и поудобней устроиться в этой жизни. Оттого, что ваши взгляды вперены в землю, вы не видите неба. В этом подлинная причина ваших страданий».

Действительно, физический голод и разного рода лишения не самое страшное, что может приключиться с человеком. Хороший образ мы находим у Достоевского. «Я слышал про одного миллионера, — читаем у него, — который от скуки и тоски, лег на гору своих миллионов и застрелился». Страшнее всего — ощущение той душевной пустоты, которая вносит в нашу повседневность уныние и разлад. Если порой людям и удается преодолеть это состояние всяческого рода развлечениями или же чрезмерной активностью, то лишь временно. Ведь обязательно наступает момент, когда мы остаемся наедине с собой. Когда никаких внешних раздражителей уже не хватает для того, чтобы заглушить тот вопль, который вырывается у нас из груди.

Для времен Спасителя все это было как нельзя актуально. Историки говорят, что в начале новой эры античный мир переживал глубокий мировоззренческий кризис. Именно тогда появляется стоицизм со своей философией пессимизма и устранения. Именно тогда римская знать пытается забыться в распутстве и пирах, на которых подаются паштеты из павлиньих мозгов и соловьиных язычков, где после одного блюда принимали рвотное, чтобы можно было насладиться другим. Люди хотели хоть как-то заглушить терзающую их тоску и заново почувствовать жизнь.

Поэтому Господь формулирует важный принцип, которым следует руководствоваться любому человеку, в ком живет желание по-настоящему утолить голод своей души: «Старайтесь не о пище тленной», ведь она дает удовлетворение лишь на время и после насыщения всегда опять наступит голод зачастую еще более сильный. «Старайтесь о пище, пребывающей в жизнь вечную». О том, что это за пища, Христос говорит в заключении отрывка. Это хлеб, который сошел с неба. Очевидным образом Он отождествляет этот хлеб с Самим Собою. Бог дал миру Спасителя, чтобы люди через Него и в Нем вновь обрели полноту этой жизни, вновь почувствовали ее вкус.

Наш мир мало чем отличается от древнего. Разве что создано больше средств, которые помогают нам убежать от страшной реальности. А поэтому слова обращены и к нам. Каждого из нас Господь призывает к Себе. Придем к Нему, лишь в Нем одном мы сможем найти подлинный покой и насыщение.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

Как научиться переживать сложные, тяжкие моменты своей жизни? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 50-й главы книги…

01.05.2024

This website uses cookies.