Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 42-48

42 Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба?

43 Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так.

44 Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

45 Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться,-

46 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными.

47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;

48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. || И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Ожидание скорого апокалипсиса, конца мира и Второго Христова пришествия было центральным нервом жизни первого поколения христиан. Жить в ожидании скорого конца им было одновременно и легко, и сложно. Понятно, что нет радости у приговорённого, у того, кто ожидает собственной кончины со дня на день. С другой стороны, скорый конец освобождает от всего наносного. Можно не думать на 30 лет вперёд и не пытаться устроить свою жизнь наилучшим образом. Вообще, если известна дата кончины и если эта дата близка, то можно себе очень многое позволить. Апостолы так и жили, они не планировали состариться и потому были абсолютно свободны. У них не было печали по поводу скорой ожидаемой кончины, ведь они были свидетелями жизни и дел Христа Спасителя, они видели Его воскресшим, потому понятен возглас нетерпения апостола Иоанна Богослова: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр 22:20) Но апостолы ушли, вслед за ними отправились и их ученики. Христос второй раз не пришёл. Вполне обычная жизнь как шла, так и идёт. Возникла серьёзная проблема: во-первых, как понимать все те тексты и изречения, которые явно указывают на скорую кончину мира? Во-вторых, как жить христианам в новых, по сравнению с апостольскими, реалиях? Апостолы ничего про эти реалии не говорили, они сами находились в ситуации скоро конца, они не отвечают на вопрос: как быть, если ожидание затянется на тысячи, а может и миллионы лет? Невозможно же всю жизнь прожить так, как живёт приговорённый к казни. Жизнь берет своё. Хочешь ты этого или не хочешь, но заботы об обеспечении нормальной жизни здесь и сейчас похожи на некоторое болото, которое затягивает все глубже и глубже, которое лишает способности размышлять о великих и страшных вещах. Всем известно, что самые простые повседневные бытовые вещи — лучшее лекарство от скорби. Знаю одного человека, который переживал потерю жены с помощью одного простого и монотонного действия: он ходил. Вставал рано утром, брал с собой бутылку воды и шёл в случайном направлении пока не наступала ночь. Кажется, он так провёл недели две или три, итогом стало то, что он через это простое действие он сумел уменьшить собственную боль. Здесь нет ничего нового, самый верный способ уйти от высоких размышлений лежит через рутинные действия. Христианам надо было как-то устраивать свою жизнь. Нужно ее устраивать и сейчас. Но как сделать так, чтобы эта забота совершенно не затмила собой слова Христа? Здесь нам на помощь приходит здравый смысл и регулярные напоминания из Евангелия. В том числе и сегодняшнее: о дне и часе Второго Христова Пришествия мы ничего не знаем, но мы точно знаем о том, что умирать придётся всем. В нынешнем евангельском чтении Христос говорит о подготовке к этому моменту. Говорит о возможной и весьма вероятной внезапности этого момента. Хотя, по мнению ряда святых, эта внезапность условна, к примеру, преподобный Варсонофий Великий полагал, что Бог не возьмёт души подвижника, который борется со страстями до той поры, пока не приведёт его «в меру высокую, в мужа совершенна». Если следовать мысли преподобного Варсонофия, то наша задача лишь в том, чтобы рутина не сумела совершенно затмить собой труды по очищению души.

Ожидание скорого апокалипсиса, конца мира и Второго Христова пришествия было центральным нервом жизни первого поколения христиан. Жить в ожидании скорого конца им было одновременно и легко, и сложно. Понятно, что нет радости у приговорённого, у того, кто ожидает собственной кончины со дня на день. С другой стороны, скорый конец освобождает от всего наносного. Можно не думать на 30 лет вперёд и не пытаться устроить свою жизнь наилучшим образом. Вообще, если известна дата кончины и если эта дата близка, то можно себе очень многое позволить. Апостолы так и жили, они не планировали состариться и потому были абсолютно свободны. У них не было печали по поводу скорой ожидаемой кончины, ведь они были свидетелями жизни и дел Христа Спасителя, они видели Его воскресшим, потому понятен возглас нетерпения апостола Иоанна Богослова: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр 22:20) Но апостолы ушли, вслед за ними отправились и их ученики. Христос второй раз не пришёл. Вполне обычная жизнь как шла, так и идёт. Возникла серьёзная проблема: во-первых, как понимать все те тексты и изречения, которые явно указывают на скорую кончину мира? Во-вторых, как жить христианам в новых, по сравнению с апостольскими, реалиях? Апостолы ничего про эти реалии не говорили, они сами находились в ситуации скоро конца, они не отвечают на вопрос: как быть, если ожидание затянется на тысячи, а может и миллионы лет? Невозможно же всю жизнь прожить так, как живёт приговорённый к казни. Жизнь берет своё. Хочешь ты этого или не хочешь, но заботы об обеспечении нормальной жизни здесь и сейчас похожи на некоторое болото, которое затягивает все глубже и глубже, которое лишает способности размышлять о великих и страшных вещах. Всем известно, что самые простые повседневные бытовые вещи — лучшее лекарство от скорби. Знаю одного человека, который переживал потерю жены с помощью одного простого и монотонного действия: он ходил. Вставал рано утром, брал с собой бутылку воды и шёл в случайном направлении пока не наступала ночь. Кажется, он так провёл недели две или три, итогом стало то, что он через это простое действие он сумел уменьшить собственную боль. Здесь нет ничего нового, самый верный способ уйти от высоких размышлений лежит через рутинные действия. Христианам надо было как-то устраивать свою жизнь. Нужно ее устраивать и сейчас. Но как сделать так, чтобы эта забота совершенно не затмила собой слова Христа? Здесь нам на помощь приходит здравый смысл и регулярные напоминания из Евангелия. В том числе и сегодняшнее: о дне и часе Второго Христова Пришествия мы ничего не знаем, но мы точно знаем о том, что умирать придётся всем. В нынешнем евангельском чтении Христос говорит о подготовке к этому моменту. Говорит о возможной и весьма вероятной внезапности этого момента. Хотя, по мнению ряда святых, эта внезапность условна, к примеру, преподобный Варсонофий Великий полагал, что Бог не возьмёт души подвижника, который борется со страстями до той поры, пока не приведёт его «в меру высокую, в мужа совершенна». Если следовать мысли преподобного Варсонофия, то наша задача лишь в том, чтобы рутина не сумела совершенно затмить собой труды по очищению души.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Вот и начался вовсю дачный сезон — и мои дорогие огородники хорошо…

14.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Не помню, откуда эта зарисовка сохранилась в моей памяти — но она прекрасно…

13.05.2024

Случалось ли вам общаться с близкими людьми без слов, без знаков, даже без каких бы…

10.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Всегда ли вы, дорогие друзья, перед тем как…

10.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждому из нас…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Наверное, каждому человеку…

06.05.2024

This website uses cookies.