Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 2-8

02 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.

03 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.

04 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,

05 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.

06 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?

07 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?

08 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 2-8 (прот. Павел Великанов)

50-16

Проповедь Христа. XVII в. Москва.

Лк., XVIII, 2-8 о. Павел Великанов

2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.
4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,
5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Притча Спасителя о неправедном судье – очень утешительна. Иисус приводит образ, хорошо понятный Его современникам. Дело в том, что судопроизводство между евреями, как правило, производилось в суде иудейских старейшин – а герой притчи – это государственный чиновник, не иудей. Таких судей, которые назначались римскими властями, евреи очень не любили, и понятно почему: кому охота честно разбираться в проблемах оккупированного народа – да ещё и без выгоды для самого себя? Поэтому образ судьи – образ однозначно негативный: в народе их прямо называли – «судьи-грабители»: они действительно и Бога еврейского не боялись, потому что были язычниками, и людей не стыдились – потому что их просто презирали.

В Своей речи Спаситель использует традиционный для раввинов риторический приём, позволяющий значительно усилить эмоциональную составляющую назидания: если даже такой, совершенно незаинтересованный человек, не может устоять перед неотступностью вдовы – и вынужден выполнить её просьбу ради собственного покоя и безопасности – то что же можно сказать о Господе Боге? О Боге, для Которого каждый человек – возлюбленный сын – а не презренный чужеземец!

Ключевое слово притчи – неотступность. Спаситель призывает к неотступности в молитве – увязывая напрямую это качество с верой. Казалось бы, тут совершенно нет никакой очевидной связи, скорее, даже наоборот. Разве не думаем мы, что если иметь сильную веру – достаточно один раз помолиться – и получить желаемое? А в сегодняшней притче Христос говорит прямо противоположное: тот, кто неотступен в своей молитве – даже если ничего не получает – свидетельствует о силе и глубине своей веры!

Мы подходим к очень важному моменту – который заключён в последней фразе сегодняшнего чтения, когда Спаситель задаёт риторический вопрос: когда придёт Сын Человеческий – то есть Мессия – найдёт ли он веру на земле? Получается, что Бог не просто так медлит в исполнении наших просьб: для этого у Него есть какие-то достаточно веские основания! И, похоже, для него наша готовность быть усердными, не унывать, когда никакого явного результата молитвы не видно – гораздо важнее самого предмета, о котором мы молимся! Мы видим, как Бог выступает в качестве высокопрофессионального… тренера – который всегда держит своего подопечного в достаточно высоком тонусе – но при этом никогда не задирает планку слишком высоко, чтобы он надорвался.

Что происходит с нами, когда Бог не торопится выполнять наши просьбы? Конечно, мы можем просто обидеться на Бога – что Он такой непослушный – и вредный. И это – вполне возможный вариант. Такая позиция – яркое свидетельство нашего неверия, причём не просто неверия, а потребительского отношения к Господу Богу: для нас Он – не более чем инструмент – в данной ситуации – неработающий и неэффективный. Второй вариант – подождать. Запрос в небо отправлен – надо теперь набраться терпения. Такая позиция – уже лучше: мы разрешаем тем самым Богу действовать так, как Ему – а не нам – удобно.

Но гораздо ближе к идеалу вот какое расположение души – когда человек, даже не получая просимого, усердно молится Богу – и от самой молитвы получает великое утешение и поддержку. В такой ситуации Бог уже не эксплуатируется как универсальная палочка-выручалочка: Он становится подлинным Богом, Творцом и Хозяином всего мироздания. Мы же – веруя, что Его добрые дети – целиком доверяем Ему – что, где и когда сделать нам – и с благодарностью принимаем любой ответ, какой бы ни получили. И даже отсутствие ответа – это тоже для нас – нормальный и приемлемый ответ.

Помоги же нам, Господи, учиться неотступности в молитве – и благодарности за любой ответ, какой бы мы от Тебя ни получили!

Проповедь Христа. XVII в. Москва.

Лк., XVIII, 2-8 о. Павел Великанов

2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.
4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,
5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Притча Спасителя о неправедном судье – очень утешительна. Иисус приводит образ, хорошо понятный Его современникам. Дело в том, что судопроизводство между евреями, как правило, производилось в суде иудейских старейшин – а герой притчи – это государственный чиновник, не иудей. Таких судей, которые назначались римскими властями, евреи очень не любили, и понятно почему: кому охота честно разбираться в проблемах оккупированного народа – да ещё и без выгоды для самого себя? Поэтому образ судьи – образ однозначно негативный: в народе их прямо называли – «судьи-грабители»: они действительно и Бога еврейского не боялись, потому что были язычниками, и людей не стыдились – потому что их просто презирали.

В Своей речи Спаситель использует традиционный для раввинов риторический приём, позволяющий значительно усилить эмоциональную составляющую назидания: если даже такой, совершенно незаинтересованный человек, не может устоять перед неотступностью вдовы – и вынужден выполнить её просьбу ради собственного покоя и безопасности – то что же можно сказать о Господе Боге? О Боге, для Которого каждый человек – возлюбленный сын – а не презренный чужеземец!

Ключевое слово притчи – неотступность. Спаситель призывает к неотступности в молитве – увязывая напрямую это качество с верой. Казалось бы, тут совершенно нет никакой очевидной связи, скорее, даже наоборот. Разве не думаем мы, что если иметь сильную веру – достаточно один раз помолиться – и получить желаемое? А в сегодняшней притче Христос говорит прямо противоположное: тот, кто неотступен в своей молитве – даже если ничего не получает – свидетельствует о силе и глубине своей веры!

Мы подходим к очень важному моменту – который заключён в последней фразе сегодняшнего чтения, когда Спаситель задаёт риторический вопрос: когда придёт Сын Человеческий – то есть Мессия – найдёт ли он веру на земле? Получается, что Бог не просто так медлит в исполнении наших просьб: для этого у Него есть какие-то достаточно веские основания! И, похоже, для него наша готовность быть усердными, не унывать, когда никакого явного результата молитвы не видно – гораздо важнее самого предмета, о котором мы молимся! Мы видим, как Бог выступает в качестве высокопрофессионального… тренера – который всегда держит своего подопечного в достаточно высоком тонусе – но при этом никогда не задирает планку слишком высоко, чтобы он надорвался.

Что происходит с нами, когда Бог не торопится выполнять наши просьбы? Конечно, мы можем просто обидеться на Бога – что Он такой непослушный – и вредный. И это – вполне возможный вариант. Такая позиция – яркое свидетельство нашего неверия, причём не просто неверия, а потребительского отношения к Господу Богу: для нас Он – не более чем инструмент – в данной ситуации – неработающий и неэффективный. Второй вариант – подождать. Запрос в небо отправлен – надо теперь набраться терпения. Такая позиция – уже лучше: мы разрешаем тем самым Богу действовать так, как Ему – а не нам – удобно.

Но гораздо ближе к идеалу вот какое расположение души – когда человек, даже не получая просимого, усердно молится Богу – и от самой молитвы получает великое утешение и поддержку. В такой ситуации Бог уже не эксплуатируется как универсальная палочка-выручалочка: Он становится подлинным Богом, Творцом и Хозяином всего мироздания. Мы же – веруя, что Его добрые дети – целиком доверяем Ему – что, где и когда сделать нам – и с благодарностью принимаем любой ответ, какой бы ни получили. И даже отсутствие ответа – это тоже для нас – нормальный и приемлемый ответ.

Помоги же нам, Господи, учиться неотступности в молитве – и благодарности за любой ответ, какой бы мы от Тебя ни получили!

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Недавно мне встретилось очень интересное исследование одного иностранного социолога, который на материале бесед с разными слоями населения…

29.04.2024

«Бог дал, Бог взял», — гласит народная мудрость. Но знали ли вы, что у этих слов библейское происхождение? Убедиться…

29.04.2024

Можно ли познать Бога и как это сделать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й и 2-й глав книги пророка Иезекииля,…

29.04.2024

Сегодня многие размышляют над решением одной острейшей проблемы нашего общества — а именно демографическим кризисом. Чтение из 1-й главы…

28.04.2024

Похвала устная или материальная воспринимается нами как что-то естественное и логичное, когда мы поступаем правильно. И, наоборот,…

28.04.2024

К чему необходимо быть готовым тому, кто желает быть учеником Христа? Ответ на этот вопрос находим в отрывке…

28.04.2024

This website uses cookies.