Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 13-22

13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.

14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.

15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.

17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?

18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.

19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?

20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;

21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;

22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 13-22 (прот. Павел Великанов)

207Мф., 94 зач., XXIII, 13-22 (прот. Павел Великанов)

13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Обличение Христом фарисеев и книжников, этой религиозной элиты еврейского народа – одно из очень эмоционально напряжённых мест Евангелия. Уже совсем немного времени остаётся до торжественного входа в Иерусалим, Тайной Вечери, предательства, ареста и смерти – и Спаситель подытоживает краткими, афористическими фразами Своё отношение к важнейшим религиозным институциям иудаизма. Это уже не призыв покаяться, но диагноз смертельной болезни, пропитавшей иудаизм, заразной болезни, от которой Христос хочет уберечь Своих последователей.

Что же это за болезнь? Духовная слепота и лицемерие. И тут же возникает вопрос: постойте, но а кто же из нас может сказать, что он – «духовно зрячий» и при этом еще и ни на каплю не лицемер? Разве это не общее состояние всего человечества? Или же есть определённая, существенная разница между нашей «слепотой» и слепотой фарисеев?

Эта разница – в абсолютной уверенности в собственной правильности и непогрешимости. В жертву этой уверенности, больше похожей на самогипноз, фарисеями и книжниками приносилось всё: здравый смысл, обычные человеческие чувства сострадания и милости, честность перед окружающими и самим собой. Здесь уже не работали ни законы логики, ни законы сердца. Слепота фарисеев была произвольной: имея возможность видеть, они отказывались смотреть, потому что жизненные реалии не вписывались в отстроенную ими систему религиозных взглядов и обслуживающих их ритуалов.

И когда Спаситель выводил на поверхность эту лживость – фарисеев просто распирало от ненависти. Ещё бы: религиозные авторитеты утверждают, что если человек тяжко болен – значит, есть за что. Бог его наказывает, надо смириться и терпеть. Без вариантов. А невесть откуда появившийся Иисус, нищий бродячий проповедник, говорит: да вы просто его исцелить не можете, вот и подбираете оправдания собственному бессилию. И не просто говорит – а берёт и исцеляет. Тут же, при всех. В такой ситуации, как скажет наш современник, фарисеи с книжниками, при всей их учёности и пафосности, оказывались просто неконкурентноспособными. Толпы народа идут за Иисусом – мимо них.

Как важно и нам, христианам, помнить об этой незаметном, но смертельном вирусе уверенности в непогрешимости своих взглядов и самодостаточности! Чтобы уберечься, надо почаще задавать себе вопрос: а нужен ли мне Христос? или я и без Него в общем-то неплохо живу, и спасать меня не от чего – разве только что зарплаты прибавить да здоровье улучшить? Что в моей жизни есть такого, что может дать только Он, Тот, Кого я называю своим Богом и Спасителем? Или Он – всего лишь приятная абстракция, с которой, быть может, встретимся только за гробовой доской?

Помоги же нам, Господи, жить не удобными шаблонами и схемами, а только живым общением с Тобой!

Мф., 94 зач., XXIII, 13-22 (прот. Павел Великанов)

13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Обличение Христом фарисеев и книжников, этой религиозной элиты еврейского народа – одно из очень эмоционально напряжённых мест Евангелия. Уже совсем немного времени остаётся до торжественного входа в Иерусалим, Тайной Вечери, предательства, ареста и смерти – и Спаситель подытоживает краткими, афористическими фразами Своё отношение к важнейшим религиозным институциям иудаизма. Это уже не призыв покаяться, но диагноз смертельной болезни, пропитавшей иудаизм, заразной болезни, от которой Христос хочет уберечь Своих последователей.

Что же это за болезнь? Духовная слепота и лицемерие. И тут же возникает вопрос: постойте, но а кто же из нас может сказать, что он – «духовно зрячий» и при этом еще и ни на каплю не лицемер? Разве это не общее состояние всего человечества? Или же есть определённая, существенная разница между нашей «слепотой» и слепотой фарисеев?

Эта разница – в абсолютной уверенности в собственной правильности и непогрешимости. В жертву этой уверенности, больше похожей на самогипноз, фарисеями и книжниками приносилось всё: здравый смысл, обычные человеческие чувства сострадания и милости, честность перед окружающими и самим собой. Здесь уже не работали ни законы логики, ни законы сердца. Слепота фарисеев была произвольной: имея возможность видеть, они отказывались смотреть, потому что жизненные реалии не вписывались в отстроенную ими систему религиозных взглядов и обслуживающих их ритуалов.

И когда Спаситель выводил на поверхность эту лживость – фарисеев просто распирало от ненависти. Ещё бы: религиозные авторитеты утверждают, что если человек тяжко болен – значит, есть за что. Бог его наказывает, надо смириться и терпеть. Без вариантов. А невесть откуда появившийся Иисус, нищий бродячий проповедник, говорит: да вы просто его исцелить не можете, вот и подбираете оправдания собственному бессилию. И не просто говорит – а берёт и исцеляет. Тут же, при всех. В такой ситуации, как скажет наш современник, фарисеи с книжниками, при всей их учёности и пафосности, оказывались просто неконкурентноспособными. Толпы народа идут за Иисусом – мимо них.

Как важно и нам, христианам, помнить об этой незаметном, но смертельном вирусе уверенности в непогрешимости своих взглядов и самодостаточности! Чтобы уберечься, надо почаще задавать себе вопрос: а нужен ли мне Христос? или я и без Него в общем-то неплохо живу, и спасать меня не от чего – разве только что зарплаты прибавить да здоровье улучшить? Что в моей жизни есть такого, что может дать только Он, Тот, Кого я называю своим Богом и Спасителем? Или Он – всего лишь приятная абстракция, с которой, быть может, встретимся только за гробовой доской?

Помоги же нам, Господи, жить не удобными шаблонами и схемами, а только живым общением с Тобой!

editor2

Поделиться
Опубликовано
editor2

Последние записи

Задумывались ли вы, дорогие друзья, над вопросом — что важнее: наследственность или среда? Чтение из 2-й главы книги Исход,…

30.04.2024

Есть в технических вузах страшная дисциплина — Сопромат. Её полное название — Сопротивление материалов. В рамках этой дисциплины изучается, где…

30.04.2024

Что общего между служением древних еврейских пророков и тем служением, к которому Христос призывает всякого Своего последователя?…

30.04.2024

Недавно мне встретилось очень интересное исследование одного иностранного социолога, который на материале бесед с разными слоями населения…

29.04.2024

«Бог дал, Бог взял», — гласит народная мудрость. Но знали ли вы, что у этих слов библейское происхождение? Убедиться…

29.04.2024

Можно ли познать Бога и как это сделать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й и 2-й глав книги пророка Иезекииля,…

29.04.2024

This website uses cookies.