Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Книга Бытия, Глава 2, стихи 4-19

04 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,

05 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,

06 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.

07 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

08 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

09 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.

11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;

12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.

13 Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.

14 Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

15 И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Как-то на одной научной конференции я услышал рассуждение, которое автор кратко назвал «Бог и спички». Суть его сводилась к следующему: если родитель любит своего ребёнка, уходя из дома, он спрячет спички, предотвращая таким образом ситуацию, в которой ребёнок нанесёт себе вред. Дальше эта логика переносилась им на Бога, который оставил людей в раю и дал им древо, о котором Сам же сказал, что оно опасно и может быть вредным для человека. Вывод делался следующий: если Бог оставил своё чадо рядом с опасным для него предметом, его нельзя назвать любящим родителем. Может показаться, что в этом рассуждении есть своя правда, но так ли это на самом деле и что на этот счёт говорит нам Священное Писание? Порассуждать об этом нас приглашает отрывок из книги Бытия, который читается сегодня храмах время богослужения. Давайте его послушаем:

Глава 2.

04 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,

05 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,

06 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.

07 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

08 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

09 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.

11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;

12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.

13 Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.

14 Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

15 И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

На самом деле рассуждение о любящем родителе и спичках, с которого мы начали программу, не очень корректно, потому что, следуя этой логике, любящий родитель должен спрятать в доме не только спички, но и столовые приборы, а также всё твёрдое, острое, бьющееся и т.д. Иными словами, он должен практически лишить ребёнка возможности передвигаться, потому что подвижный ребёнок, да и вообще живой человек может нанести себе вред не только спичками. Но будет ли такой родитель адекватен? Ведь у всего, в том числе и у осторожности, должна быть своя мера. Кроме того, в какой-то момент ребёнок должен научиться осознавать опасность, останавливаться перед ней и контролировать своё поведение.

Чем же в таком случае явилось древо познания добра и зла для людей? Древом опасности или древом воспитания воли? И тем, и другим. Оно было древом самостоятельности для человека, либо самостоятельности в послушании, либо в непослушании. Всё зависело от него самого и того, как он реализует свою свободу. Человеку было очень много дано. Ему был дан рай с его прекрасными деревьями, была дана земля, чтобы он возделывал её, но самое главное — ему как существу богообразному была дана свобода как условие, которое делает возможным доверие и любовь. Посмотрев на обстоятельства своей жизни, каждый из нас может решить, что они радикально отличаются от тех, в которых были наши прародители, и во многом это будет верно. Сегодня мир кажется лишённым своей первозданной чистоты, полным зла и рабства греху. Однако Христос для того и пришёл, чтобы вернуть нам свободу послушания Богу, без которой невозможна любовь.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Как-то на одной научной конференции я услышал рассуждение, которое автор кратко назвал «Бог и спички». Суть его сводилась к следующему: если родитель любит своего ребёнка, уходя из дома, он спрячет спички, предотвращая таким образом ситуацию, в которой ребёнок нанесёт себе вред. Дальше эта логика переносилась им на Бога, который оставил людей в раю и дал им древо, о котором Сам же сказал, что оно опасно и может быть вредным для человека. Вывод делался следующий: если Бог оставил своё чадо рядом с опасным для него предметом, его нельзя назвать любящим родителем. Может показаться, что в этом рассуждении есть своя правда, но так ли это на самом деле и что на этот счёт говорит нам Священное Писание? Порассуждать об этом нас приглашает отрывок из книги Бытия, который читается сегодня храмах время богослужения. Давайте его послушаем:

Глава 2.

04 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,

05 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,

06 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.

07 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

08 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

09 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.

11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;

12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.

13 Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.

14 Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

15 И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

На самом деле рассуждение о любящем родителе и спичках, с которого мы начали программу, не очень корректно, потому что, следуя этой логике, любящий родитель должен спрятать в доме не только спички, но и столовые приборы, а также всё твёрдое, острое, бьющееся и т.д. Иными словами, он должен практически лишить ребёнка возможности передвигаться, потому что подвижный ребёнок, да и вообще живой человек может нанести себе вред не только спичками. Но будет ли такой родитель адекватен? Ведь у всего, в том числе и у осторожности, должна быть своя мера. Кроме того, в какой-то момент ребёнок должен научиться осознавать опасность, останавливаться перед ней и контролировать своё поведение.

Чем же в таком случае явилось древо познания добра и зла для людей? Древом опасности или древом воспитания воли? И тем, и другим. Оно было древом самостоятельности для человека, либо самостоятельности в послушании, либо в непослушании. Всё зависело от него самого и того, как он реализует свою свободу. Человеку было очень много дано. Ему был дан рай с его прекрасными деревьями, была дана земля, чтобы он возделывал её, но самое главное — ему как существу богообразному была дана свобода как условие, которое делает возможным доверие и любовь. Посмотрев на обстоятельства своей жизни, каждый из нас может решить, что они радикально отличаются от тех, в которых были наши прародители, и во многом это будет верно. Сегодня мир кажется лишённым своей первозданной чистоты, полным зла и рабства греху. Однако Христос для того и пришёл, чтобы вернуть нам свободу послушания Богу, без которой невозможна любовь.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Вот и начался вовсю дачный сезон — и мои дорогие огородники хорошо…

14.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Не помню, откуда эта зарисовка сохранилась в моей памяти — но она прекрасно…

13.05.2024

Случалось ли вам общаться с близкими людьми без слов, без знаков, даже без каких бы…

10.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Всегда ли вы, дорогие друзья, перед тем как…

10.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждому из нас…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Наверное, каждому человеку…

06.05.2024

This website uses cookies.