Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Книга Бытия, Глава 27, стихи 1-41

01 Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я.

02 [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей;

03 возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи,

04 и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.

05 Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи;

06 а Ревекка сказала [меньшему] сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву:

07 принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею.

08 Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе:

09 пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка [молодых] хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит,

10 а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею.

11 Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий;

12 может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.

13 Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.

14 Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его.

15 И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела [в нее] младшего сына своего Иакова;

16 а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят;

17 и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему.

18 Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой?

19 Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.

20 И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу.

21 И сказал Исаак Иакову: подойди [ко мне], я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?

22 Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы.

23 И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его

24 и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я.

25 Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил.

26 Исаак, отец его, сказал ему: подойди [ко мне], поцелуй меня, сын мой.

27 Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь;

28 да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;

29 да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!

30 Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом [сыном своим], и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей.

31 Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.

32 Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.

33 И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал [мне] дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен.

34 Исав, выслушав слова отца своего [Исаака], поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня.

35 Но он сказал [ему]: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое.

36 И сказал [Исав]: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал [Исав отцу своему]: неужели ты не оставил [и] мне благословения?

37 Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?

38 Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И [как Исаак молчал,] возвысил Исав голос свой и заплакал.

39 И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше;

40 и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.

41 И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В самых разных сферах нашей жизни мы сталкиваемся с историями подобными той, что услышали в сегодняшнем чтении. Человек, у которого были все возможности, не добился ничего, в то время как другой, не имея ничего, прикладывает массу усилий и получает задуманное. Смотришь, ребёнок вполне обеспеченных родителей проедает заработанное другими, в то время как ребёнок бедных зарабатывает состояние. Бывает человек из верующей семьи — остаётся равнодушным, а кто-то из атеистической — выбирает путь веры и достигает духовных высот.

Всё это хорошо, скажет кто-нибудь, но только если делается честно. В то время как в сегодняшнем чтении мы видим явный обман. И ситуация действительно может показаться довольно однозначной, если не знать контекста. А он следующий. Праотец Исаак — человек внешне ничем не примечательный. Однако он несёт в себе то, чем не обладает больше ни один человек на земле — он находится в завете с Творцом. Язычники, окружавшие его, почитали своих богов и ждали от них только земного благополучия, в то время как Исаак, пусть и на своём уровне понимания, ждал спасения от истинного Бога. В своё время Исаак получил от Авраама благословение, которое означало не просто земное благополучие или старшинство среди братьев. Оно означало преемство завета, за сохранение которого он теперь оказывался ответственным.

И вот у него — Исаака — рождаются двое сыновей. Исав и Иаков. Они двойня — один совсем незначительно старше другого, при этом по темпераменту совершенно разные. Исав — земной, страстный, непослушный, Иаков — возвышенный, любящий, внимательный. Исав по праву имеет перспективы старшего и главного в роде, но для него в этом важны лишь земные амбиции. Иаков ни на что не рассчитывает, хотя очень желает первородства... И более того, покупает его у брата за похлёбку. Это последнее обстоятельство очень важно. Исав не просто в шутку, но с клятвой уступил первородство Иакову. Всё это делает поступок Ревекки и Иакова, если не более нравственным, то во всяком случае более понятным. Их целью была не борьба за власть, славу или богатство... Иаков стремился к первородству, потому что хотел быть наследником завета.

Известны случаи, когда люди приписывают себе несколько лет и обманывают власти. При этом одни делают это для того, чтобы получить доступ к развлечениям, а другие для того, чтобы пойти на фронт, защищать отечество. Обман первых — постыден, но обман вторых — жертва своим благочестием ради высокой цели.

Может показаться, что сегодняшнее чтение — это рассказ об обмане, но на самом деле он о том, что в общении с Богом нельзя рассчитывать на формальность. Для него важно не столько формальное родство со святыми и не столько законное первородство, сколько искреннее желание находиться в Завете и быть продолжателем веры отцов.

В самых разных сферах нашей жизни мы сталкиваемся с историями подобными той, что услышали в сегодняшнем чтении. Человек, у которого были все возможности, не добился ничего, в то время как другой, не имея ничего, прикладывает массу усилий и получает задуманное. Смотришь, ребёнок вполне обеспеченных родителей проедает заработанное другими, в то время как ребёнок бедных зарабатывает состояние. Бывает человек из верующей семьи — остаётся равнодушным, а кто-то из атеистической — выбирает путь веры и достигает духовных высот.

Всё это хорошо, скажет кто-нибудь, но только если делается честно. В то время как в сегодняшнем чтении мы видим явный обман. И ситуация действительно может показаться довольно однозначной, если не знать контекста. А он следующий. Праотец Исаак — человек внешне ничем не примечательный. Однако он несёт в себе то, чем не обладает больше ни один человек на земле — он находится в завете с Творцом. Язычники, окружавшие его, почитали своих богов и ждали от них только земного благополучия, в то время как Исаак, пусть и на своём уровне понимания, ждал спасения от истинного Бога. В своё время Исаак получил от Авраама благословение, которое означало не просто земное благополучие или старшинство среди братьев. Оно означало преемство завета, за сохранение которого он теперь оказывался ответственным.

И вот у него — Исаака — рождаются двое сыновей. Исав и Иаков. Они двойня — один совсем незначительно старше другого, при этом по темпераменту совершенно разные. Исав — земной, страстный, непослушный, Иаков — возвышенный, любящий, внимательный. Исав по праву имеет перспективы старшего и главного в роде, но для него в этом важны лишь земные амбиции. Иаков ни на что не рассчитывает, хотя очень желает первородства... И более того, покупает его у брата за похлёбку. Это последнее обстоятельство очень важно. Исав не просто в шутку, но с клятвой уступил первородство Иакову. Всё это делает поступок Ревекки и Иакова, если не более нравственным, то во всяком случае более понятным. Их целью была не борьба за власть, славу или богатство... Иаков стремился к первородству, потому что хотел быть наследником завета.

Известны случаи, когда люди приписывают себе несколько лет и обманывают власти. При этом одни делают это для того, чтобы получить доступ к развлечениям, а другие для того, чтобы пойти на фронт, защищать отечество. Обман первых — постыден, но обман вторых — жертва своим благочестием ради высокой цели.

Может показаться, что сегодняшнее чтение — это рассказ об обмане, но на самом деле он о том, что в общении с Богом нельзя рассчитывать на формальность. Для него важно не столько формальное родство со святыми и не столько законное первородство, сколько искреннее желание находиться в Завете и быть продолжателем веры отцов.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Признаюсь: я очень люблю увлечённых людей. Более того: самой главной…

15.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Вот и начался вовсю дачный сезон — и мои дорогие огородники хорошо…

14.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Не помню, откуда эта зарисовка сохранилась в моей памяти — но она прекрасно…

13.05.2024

Случалось ли вам общаться с близкими людьми без слов, без знаков, даже без каких бы…

10.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Всегда ли вы, дорогие друзья, перед тем как…

10.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждому из нас…

06.05.2024

This website uses cookies.