Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Книга пророка Исайи, Глава 45, стихи 11-17

11 Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?

12 Я создал землю и сотворил на ней человека; Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я.

13 Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь Саваоф.

14 Так говорит Господь: труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога.

15 Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель.

16 Все они будут постыжены и посрамлены; вместе с ними со стыдом пойдут и все, делающие идолов.

17 Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Первый стих сегодняшнего чтения заставляет задуматься. Устами Своего Пророка Господь Бог задаёт вопрос: вы что, на самом деле хотите Мне, Богу, Творцу всего мироздания, указывать, как и что лучше делать?.. Вы это... серьезно?..

А теперь давайте задумаемся. Разве не бывало в нашей жизни ситуации, когда мы — возможно, сами того не осознавая, — дерзали указывать Богу, как и что лучше делать? Разве любой ропот и возмущение — не из этой же области «указания?» Но неужели мы настолько безумны, чтобы пытаться повелевать или — даже страшно произнести! — управлять Самим Господом Богом? Нет, что-то здесь не сходится, главная причина лежит в чём-то другом.

Я бы ещё более обострил вопрос: а разве каждая наша молитва, каждое обращённое к Небесам прошение — не есть пусть и закамуфлированное правильными и благочестивыми словами, но всё же конкретное пожелание Богу — что и как делать?..

Похоже, мы нащупываем что-то очень важное. Всё же есть разница между «пожеланием» и «указанием». Бог, как любящий нас Небесный Отец, вовсе не запрещает человеку желать. Более того, в одном из псалмов Давида мы слышим: «И даст тебе Господь по сердцу твоему, и все намерения твои да исполнит» (Пс. 19:5). Любой разумный родитель будет очень внимательно наблюдать за тем, что рождается в важнейшей части души ребенка — желательной: ведь именно через это во многом определяются его интересы, увлечения, быть может, и главное содержание всей будущей жизни. Итак, выражение желания — причём любого! — вовсе не предосудительно — если только оно не вступает в конфликт с конкретными запретами, то есть если это не желание греха.

Что же такое тогда «указание»? По большому счёту, это изменение... иерархии. Тот, кто раздаёт «указания», по умолчанию находится над теми, кто их обязан исполнять. Если это приложить к отношениям между человеком и Богом, получается страшная картина: разве это не есть откровенный сатанизм — помните, на что замышлял некогда светлый ангел Денница, ставший диаволом — «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:12). Избави Бог, конечно же, от подобных помыслов!

Значит, каждый раз, когда мы обращаемся к Богу с определённой просьбой, надо чётко понимать: мы только излагаем перед Ним все наши боли и скорби, наши надежды и ожидания — но ни в коем случае не пытаемся навязать Ему свою, человеческую, волю! Мы говорим только о себе самих — но не о том, что и как Он должен делать.

И если мы приучим себя не забывать об этом во время молитвы — тем самым на опыте мы очень быстро убедимся: наши молитвы не только слышат там, Наверху, на Небесах, но ещё и исполняют их такими невероятным путями, о которых мы и помыслить не смели!...

Первый стих сегодняшнего чтения заставляет задуматься. Устами Своего Пророка Господь Бог задаёт вопрос: вы что, на самом деле хотите Мне, Богу, Творцу всего мироздания, указывать, как и что лучше делать?.. Вы это... серьезно?..

А теперь давайте задумаемся. Разве не бывало в нашей жизни ситуации, когда мы — возможно, сами того не осознавая, — дерзали указывать Богу, как и что лучше делать? Разве любой ропот и возмущение — не из этой же области «указания?» Но неужели мы настолько безумны, чтобы пытаться повелевать или — даже страшно произнести! — управлять Самим Господом Богом? Нет, что-то здесь не сходится, главная причина лежит в чём-то другом.

Я бы ещё более обострил вопрос: а разве каждая наша молитва, каждое обращённое к Небесам прошение — не есть пусть и закамуфлированное правильными и благочестивыми словами, но всё же конкретное пожелание Богу — что и как делать?..

Похоже, мы нащупываем что-то очень важное. Всё же есть разница между «пожеланием» и «указанием». Бог, как любящий нас Небесный Отец, вовсе не запрещает человеку желать. Более того, в одном из псалмов Давида мы слышим: «И даст тебе Господь по сердцу твоему, и все намерения твои да исполнит» (Пс. 19:5). Любой разумный родитель будет очень внимательно наблюдать за тем, что рождается в важнейшей части души ребенка — желательной: ведь именно через это во многом определяются его интересы, увлечения, быть может, и главное содержание всей будущей жизни. Итак, выражение желания — причём любого! — вовсе не предосудительно — если только оно не вступает в конфликт с конкретными запретами, то есть если это не желание греха.

Что же такое тогда «указание»? По большому счёту, это изменение... иерархии. Тот, кто раздаёт «указания», по умолчанию находится над теми, кто их обязан исполнять. Если это приложить к отношениям между человеком и Богом, получается страшная картина: разве это не есть откровенный сатанизм — помните, на что замышлял некогда светлый ангел Денница, ставший диаволом — «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:12). Избави Бог, конечно же, от подобных помыслов!

Значит, каждый раз, когда мы обращаемся к Богу с определённой просьбой, надо чётко понимать: мы только излагаем перед Ним все наши боли и скорби, наши надежды и ожидания — но ни в коем случае не пытаемся навязать Ему свою, человеческую, волю! Мы говорим только о себе самих — но не о том, что и как Он должен делать.

И если мы приучим себя не забывать об этом во время молитвы — тем самым на опыте мы очень быстро убедимся: наши молитвы не только слышат там, Наверху, на Небесах, но ещё и исполняют их такими невероятным путями, о которых мы и помыслить не смели!...

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

This website uses cookies.