Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 25, стихи 31-46

31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;

33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;

43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Окружающий нас мир живёт по вполне ощутимым законам. Один из них — всеобщая энтропия. Иными словами, всё вокруг нас неумолимо стареет. И мы сами на уровне, как минимум, наших тел тоже, к сожалению, подвержены тлению. Однажды начав существовать, мы обязательно рано или поздно приблизимся к концу, окажемся лицом к лицу со смертью. Которая христианством, впрочем, воспринимается не как конец всего, а скорее, как переход. Трагический, вынужденный, но всё же переход — от жизни земной к иному формату существования. Какому и как? Вот об этом мы и поговорим.

Прозвучавшее евангельское чтение, как и в целом вся двадцать пятая глава Евангелия от Матфея, говорит нам о завершении пути как отдельно взятого человека, так и мира в целом. Из уст Господа Иисуса мы слышим описание Его Второго пришествия — события, на котором и через которое закончится существование привычной нам реальности. И, по слову апостола Павла, «мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся».

Православное предание часто называет Второе пришествие ещё и Страшным судом. В евангельском повествовании, впрочем, слово «суд» отсутствует. Вместо него в тексте оригинала мы находим понятие «кризис», имеющее скорее значение — «разделение», «разобщение». Господь Иисус, придя на землю повторно, разделит человечество на две части. Для описания этого процесса используется привычный для ближневосточных жителей образ пастуха, отделяющего овец от коз. Овцы в те времена считались более полезными и благородными животными.

Но суть не в этом. А в том, что, собственно, становится принципом разделения, которым и руководствуется Господь. Его (данный принцип) можно понять, прочитав притчи, предшествующие описанию Второго пришествия. Это две истории — о десяти девах и о талантах. В каждой из них говорится о неравнодушном, деятельном отношении человека к жизни и к тем способностям, которыми он наделён Богом.

Вчитавшись в упомянутые притчи, мы отчётливо понимаем, что Царство Небесное невозможно так сказать, взять штурмом в результате сиюминутного эмоционального порыва. Пребывания в Раю сподобятся только те, кто в результате вполне ощутимого, постоянного и терпеливого труда достигнет родственности со Христом. Вот он — принцип великого и страшного разделения в конце времён.

Христос прямо указывает, что перед каждым человеком существует только два варианта развития жизни. Либо ты деятельно любишь Бога и людей, либо ты не любишь никого. Господь — великий труженик, Он — абсолютное действие, вдохновенный Художник. Нас Он тоже призывает действовать. Реализовываться, проявлять себя, не поддаваться лени. Это касается и молитвы, и трудовой деятельности, и отношения к людям, любви к Богу.

Спаситель, вновь пришедший на землю, будет пристально вглядываться в лицо каждого человека, ища упомянутой схожести, желая увидеть родное для Себя лицо. Не в смысле национальности или определённых форм носа или глаз. А в смысле наличия или отсутствия на личности человека отпечатка деятельного милосердия — добродетели, роднящей нас с Богом. Вот почему Христос при описании Страшного суда делает акцент на вопрошании — помогли ли вы бедному, накормили ли голодного, навестили ли больного? Тем самым Господь Иисус указывает, что искреннее добро, адресованное человеку, как бы ретранслируется Богу. Не потому, что Он в этом добре нуждается, а для того, чтобы установилась связь родственности, которая только и может сделать нас частью народа Божьего, детьми Отца Небесного.

Окружающий нас мир живёт по вполне ощутимым законам. Один из них — всеобщая энтропия. Иными словами, всё вокруг нас неумолимо стареет. И мы сами на уровне, как минимум, наших тел тоже, к сожалению, подвержены тлению. Однажды начав существовать, мы обязательно рано или поздно приблизимся к концу, окажемся лицом к лицу со смертью. Которая христианством, впрочем, воспринимается не как конец всего, а скорее, как переход. Трагический, вынужденный, но всё же переход — от жизни земной к иному формату существования. Какому и как? Вот об этом мы и поговорим.

Прозвучавшее евангельское чтение, как и в целом вся двадцать пятая глава Евангелия от Матфея, говорит нам о завершении пути как отдельно взятого человека, так и мира в целом. Из уст Господа Иисуса мы слышим описание Его Второго пришествия — события, на котором и через которое закончится существование привычной нам реальности. И, по слову апостола Павла, «мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся».

Православное предание часто называет Второе пришествие ещё и Страшным судом. В евангельском повествовании, впрочем, слово «суд» отсутствует. Вместо него в тексте оригинала мы находим понятие «кризис», имеющее скорее значение — «разделение», «разобщение». Господь Иисус, придя на землю повторно, разделит человечество на две части. Для описания этого процесса используется привычный для ближневосточных жителей образ пастуха, отделяющего овец от коз. Овцы в те времена считались более полезными и благородными животными.

Но суть не в этом. А в том, что, собственно, становится принципом разделения, которым и руководствуется Господь. Его (данный принцип) можно понять, прочитав притчи, предшествующие описанию Второго пришествия. Это две истории — о десяти девах и о талантах. В каждой из них говорится о неравнодушном, деятельном отношении человека к жизни и к тем способностям, которыми он наделён Богом.

Вчитавшись в упомянутые притчи, мы отчётливо понимаем, что Царство Небесное невозможно так сказать, взять штурмом в результате сиюминутного эмоционального порыва. Пребывания в Раю сподобятся только те, кто в результате вполне ощутимого, постоянного и терпеливого труда достигнет родственности со Христом. Вот он — принцип великого и страшного разделения в конце времён.

Христос прямо указывает, что перед каждым человеком существует только два варианта развития жизни. Либо ты деятельно любишь Бога и людей, либо ты не любишь никого. Господь — великий труженик, Он — абсолютное действие, вдохновенный Художник. Нас Он тоже призывает действовать. Реализовываться, проявлять себя, не поддаваться лени. Это касается и молитвы, и трудовой деятельности, и отношения к людям, любви к Богу.

Спаситель, вновь пришедший на землю, будет пристально вглядываться в лицо каждого человека, ища упомянутой схожести, желая увидеть родное для Себя лицо. Не в смысле национальности или определённых форм носа или глаз. А в смысле наличия или отсутствия на личности человека отпечатка деятельного милосердия — добродетели, роднящей нас с Богом. Вот почему Христос при описании Страшного суда делает акцент на вопрошании — помогли ли вы бедному, накормили ли голодного, навестили ли больного? Тем самым Господь Иисус указывает, что искреннее добро, адресованное человеку, как бы ретранслируется Богу. Не потому, что Он в этом добре нуждается, а для того, чтобы установилась связь родственности, которая только и может сделать нас частью народа Божьего, детьми Отца Небесного.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Что общего между служением древних еврейских пророков и тем служением, к которому Христос призывает всякого Своего последователя?…

30.04.2024

Недавно мне встретилось очень интересное исследование одного иностранного социолога, который на материале бесед с разными слоями населения…

29.04.2024

«Бог дал, Бог взял», — гласит народная мудрость. Но знали ли вы, что у этих слов библейское происхождение? Убедиться…

29.04.2024

Можно ли познать Бога и как это сделать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й и 2-й глав книги пророка Иезекииля,…

29.04.2024

Сегодня многие размышляют над решением одной острейшей проблемы нашего общества — а именно демографическим кризисом. Чтение из 1-й главы…

28.04.2024

Похвала устная или материальная воспринимается нами как что-то естественное и логичное, когда мы поступаем правильно. И, наоборот,…

28.04.2024

This website uses cookies.