Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 2-8

02 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.

03 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.

04 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,

05 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.

06 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?

07 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?

08 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Образ вдовы в библейских книгах — это традиционный образ бедного и беззащитного человека, причина появления такого образа понятна: в период формирования Священного Писания не существовало какой бы то ни было государственной социальной поддержки наиболее незащищённых граждан, а потому люди, которые по тем или иным причинам оставались без попечения со стороны мужчин трудоспособного возраста, оказывались за чертой бедности, им абсолютно неоткуда было ждать помощи, так повсеместно происходило с вдовами и сиротами. Понятно также и то, что вдов и сирот было довольно много, ведь древние государства регулярно вели военные действия, а потому мужчины попадали в зону риска, они далеко не всегда возвращались домой.

Любопытно, что при всей ярко выраженной социальной направленности Евангелия от Луки, в его тексте мы не найдём призывов что-либо менять на уровне государства, Евангелие предлагает своим читателям жить в сложившейся парадигме и думать не о том, как изменить внешние условия, а о том, как изменить себя. Так и в этой Христовой притче: с одной стороны, она посвящена образному раскрытию отношений человека и Бога, с другой — она затрагивает вопрос социальной несправедливости без какой-либо попытки эту несправедливость исправить, притча не призывает заменить судью, она предлагает от мыслей о несправедливом судье перейти к мысли о справедливом Боге.

В причте мы видим представителя государственной власти, судью, который, как это следует из исторического контекста произнесения притчи, был назначен римским государством, а не избран народом, и видим вдову, которая пытается добиться справедливости, и в конечном итоге она её добивается, она сумела с помощью своей феноменальной настойчивости победить нежелание судьи предпринимать какие-либо действия. Из этой истории Господь Иисус Христос делает вывод о том, что Бог вовсе не похож на бессердечного судью, Бог одинаково милостив и к бедным, и к богатым, Он не нуждается в том, чтобы Ему делали материальные подношения, Он не боится встать на сторону обиженного и не смущается тем, что такая позиция может испортить отношения с обидчиком. Бог выше всего этого, Он абсолютно свободен, Он милостив, и Он слышит все наши воздыхания, а потому обращение к Богу в молитве — это наилучший и кратчайший путь обретения блага. Вместе с этим, Бог даёт возможность исправиться тем, кто нуждается в исправлении, Бог медлит наказывать таких людей, именно это, по свидетельству Евангелия от Луки, помимо всеобщей поражённости грехом, является причиной социальной несправедливости, которая в конечном итоге будет побеждена силой Божией, если, конечно, люди смогут сохранить веру.

Образ вдовы в библейских книгах — это традиционный образ бедного и беззащитного человека, причина появления такого образа понятна: в период формирования Священного Писания не существовало какой бы то ни было государственной социальной поддержки наиболее незащищённых граждан, а потому люди, которые по тем или иным причинам оставались без попечения со стороны мужчин трудоспособного возраста, оказывались за чертой бедности, им абсолютно неоткуда было ждать помощи, так повсеместно происходило с вдовами и сиротами. Понятно также и то, что вдов и сирот было довольно много, ведь древние государства регулярно вели военные действия, а потому мужчины попадали в зону риска, они далеко не всегда возвращались домой.

Любопытно, что при всей ярко выраженной социальной направленности Евангелия от Луки, в его тексте мы не найдём призывов что-либо менять на уровне государства, Евангелие предлагает своим читателям жить в сложившейся парадигме и думать не о том, как изменить внешние условия, а о том, как изменить себя. Так и в этой Христовой притче: с одной стороны, она посвящена образному раскрытию отношений человека и Бога, с другой — она затрагивает вопрос социальной несправедливости без какой-либо попытки эту несправедливость исправить, притча не призывает заменить судью, она предлагает от мыслей о несправедливом судье перейти к мысли о справедливом Боге.

В причте мы видим представителя государственной власти, судью, который, как это следует из исторического контекста произнесения притчи, был назначен римским государством, а не избран народом, и видим вдову, которая пытается добиться справедливости, и в конечном итоге она её добивается, она сумела с помощью своей феноменальной настойчивости победить нежелание судьи предпринимать какие-либо действия. Из этой истории Господь Иисус Христос делает вывод о том, что Бог вовсе не похож на бессердечного судью, Бог одинаково милостив и к бедным, и к богатым, Он не нуждается в том, чтобы Ему делали материальные подношения, Он не боится встать на сторону обиженного и не смущается тем, что такая позиция может испортить отношения с обидчиком. Бог выше всего этого, Он абсолютно свободен, Он милостив, и Он слышит все наши воздыхания, а потому обращение к Богу в молитве — это наилучший и кратчайший путь обретения блага. Вместе с этим, Бог даёт возможность исправиться тем, кто нуждается в исправлении, Бог медлит наказывать таких людей, именно это, по свидетельству Евангелия от Луки, помимо всеобщей поражённости грехом, является причиной социальной несправедливости, которая в конечном итоге будет побеждена силой Божией, если, конечно, люди смогут сохранить веру.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Вот и начался вовсю дачный сезон — и мои дорогие огородники хорошо…

14.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Не помню, откуда эта зарисовка сохранилась в моей памяти — но она прекрасно…

13.05.2024

Случалось ли вам общаться с близкими людьми без слов, без знаков, даже без каких бы…

10.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Всегда ли вы, дорогие друзья, перед тем как…

10.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждому из нас…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Наверное, каждому человеку…

06.05.2024

This website uses cookies.