Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 11-23

11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;

13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.

15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;

16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.

17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.

18 Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.

19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.

20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.

21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.

22 Иисус, отвечая, говорит им:

23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Священное Писание — это собрание книг, которые наполнены разного рода пророчествами. Пророки могли произносить их словами, но бывало и такое, что они совершали определённые действия, смысл которых заключался в том, чтобы передать людям волю Божию. Так, например, один из древних пророков, Иеремия, сделал ярмо, ошейник, который одевали на скот и рабов, повесил его на шею и в таком виде ходил по улицам Иерусалима. Так не только своими словами, но и самим своим видом он предупреждал евреев о том, что, если они не снимут с себя ярмо идолослужения, то придёт царь вавилонский, разрушит столицу, а они в качестве рабов будут уведены в плен.

Нечто подобное совершает и Христос в только что прозвучавшем отрывке. Смоковница — это дерево, которое было символом процветания Палестины. Это растение имело сочные плоды и широкие листья, которые давали приятную тень и укрывали путников во время зноя. Господь подходит к растению и не находит на нём смокв, потому что ещё не пришло время плодоносить. Однако Он проклинает дерево. Смысл этого странного действия становится понятен из последующего эпизода. Спаситель приходит в храм, который из места служения и поклонения Богу превратился в нечто вроде торгового центра. Иными словами, перестал выполнять своё прямое предназначение. Богослужения-то в нём совершались, то есть с уставом и выполнением ритуальных норм было всё в порядке. Вот только атмосфера там царила совершенно не соответствующая подлинной вере. Мы бы сказали, совершенно не молитвенная атмосфера. Лишь иллюзия богопочитания. На самом же деле за этой ширмой скрывался целый букет человеческих пороков: сребролюбие, любоначалие, лицемерие. Происходящее в храме — это прямая параллель образу смоковницы, на которой листья есть, а плодов нет. Своим поступком в храме Господь ясно показывает, что иудейская религия прогнила до корня, и дерево, которое некогда посадил Моисей, так бережно хранили пророки, по причине нерадения их потомков, засохло как смоковница. Люди забыли Бога, несмотря на то что всё еще продолжали скрупулёзно исполнять формальные предписания ветхозаветного закона. Они потеряли живую веру. Вместо Творца в их сердце поселились страсти.

Поэтому и заканчивается этот эпизод словами Спасителя о подлинной вере. Сердце того, кто ей обладает, не может быть загромождено горами страстей и греховных одержимостей. Его рельеф ровный, а пространство широкое. В нём есть глубина и высота, которая проявляется во всяком внешнем поступке. В нём нет никаких сомнений в Боге и Его поддержке. Именно Бог стоит в центре его жизни. Он ей управляет. А потому такому человеку чужды корысть, страх и обман. Именно такой добрый корень должен определять собой всю нашу внутреннюю и внешнюю религиозную жизнь. Тогда она будет радовать нас и окружающих не только пышной листвой, но также зрелыми и сочными плодами.

Священное Писание — это собрание книг, которые наполнены разного рода пророчествами. Пророки могли произносить их словами, но бывало и такое, что они совершали определённые действия, смысл которых заключался в том, чтобы передать людям волю Божию. Так, например, один из древних пророков, Иеремия, сделал ярмо, ошейник, который одевали на скот и рабов, повесил его на шею и в таком виде ходил по улицам Иерусалима. Так не только своими словами, но и самим своим видом он предупреждал евреев о том, что, если они не снимут с себя ярмо идолослужения, то придёт царь вавилонский, разрушит столицу, а они в качестве рабов будут уведены в плен.

Нечто подобное совершает и Христос в только что прозвучавшем отрывке. Смоковница — это дерево, которое было символом процветания Палестины. Это растение имело сочные плоды и широкие листья, которые давали приятную тень и укрывали путников во время зноя. Господь подходит к растению и не находит на нём смокв, потому что ещё не пришло время плодоносить. Однако Он проклинает дерево. Смысл этого странного действия становится понятен из последующего эпизода. Спаситель приходит в храм, который из места служения и поклонения Богу превратился в нечто вроде торгового центра. Иными словами, перестал выполнять своё прямое предназначение. Богослужения-то в нём совершались, то есть с уставом и выполнением ритуальных норм было всё в порядке. Вот только атмосфера там царила совершенно не соответствующая подлинной вере. Мы бы сказали, совершенно не молитвенная атмосфера. Лишь иллюзия богопочитания. На самом же деле за этой ширмой скрывался целый букет человеческих пороков: сребролюбие, любоначалие, лицемерие. Происходящее в храме — это прямая параллель образу смоковницы, на которой листья есть, а плодов нет. Своим поступком в храме Господь ясно показывает, что иудейская религия прогнила до корня, и дерево, которое некогда посадил Моисей, так бережно хранили пророки, по причине нерадения их потомков, засохло как смоковница. Люди забыли Бога, несмотря на то что всё еще продолжали скрупулёзно исполнять формальные предписания ветхозаветного закона. Они потеряли живую веру. Вместо Творца в их сердце поселились страсти.

Поэтому и заканчивается этот эпизод словами Спасителя о подлинной вере. Сердце того, кто ей обладает, не может быть загромождено горами страстей и греховных одержимостей. Его рельеф ровный, а пространство широкое. В нём есть глубина и высота, которая проявляется во всяком внешнем поступке. В нём нет никаких сомнений в Боге и Его поддержке. Именно Бог стоит в центре его жизни. Он ей управляет. А потому такому человеку чужды корысть, страх и обман. Именно такой добрый корень должен определять собой всю нашу внутреннюю и внешнюю религиозную жизнь. Тогда она будет радовать нас и окружающих не только пышной листвой, но также зрелыми и сочными плодами.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Наверное, каждый человек хотя бы…

04.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

This website uses cookies.