Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 28-33

28 Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.

29 И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья:

30 когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.

31 Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.

32 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет;

33 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Подытоживая пророческие слова о том, что предстоит пережить Своим слушателям — а именно разрушение Иерусалимского храма, уничтожение города, другие многочисленные бедствия — Христос Спаситель делает совершенно странный вывод: как только всё это увидите — «восклонитесь и поднимите головы ваши».

Глагол «ανακύπτω» означает «высунуться», «проявиться», «высоко поднять голову», «воспрять». В этом случае славянский перевод не только красив, но и предельно точен: «восклонитеся и воздвигните главы ваша». Но ведь для человека — нормально бояться грядущих бедствий, и когда они приходят, нет ничего удивительного, что появляются малодушие, уныние, а то и безнадёжность. В нашей природе крепко сидит инстинкт самосохранения: и как только появляется угроза, мы либо бежим от неё, либо замираем — как бы «нас здесь нет». Третий вариант — агрессивно противоборствуем. Других вариантов наш так называемый «рептильный мозг» в общем-то и не знает. Бей, беги или замри.

Конечно, человек — не только «рептильный» мозг; в отличие от животных он может силой воли и сознанием перенаправить эти физиологические инстинкты. Но только при одном условии: если понимает, зачем. И сегодня Христос Спаситель предлагает нам ответ именно на этот вопрос.

«Восклониться», буквально «уткнуться застывшим взглядом» во что-то высокое-высокое — а не поддаваться низшим инстинктам самосохранения — стоит потому, что грядущие бедствия, о которых ранее говорил Иисус, — совсем не конец всего, а, напротив, самое-самое начало. Также, как женщина во время схваток может подумать: всё, конец, умираю — а на самом-то деле она просто подошла к естественному и долгожданному завершению своей беременности — которая если не закончится родами, вот тогда-то и произойдёт самая настоящая беда.

Слова Христа — о том, что наш мир тоже «непразден». В нём прикровенно, незаметно зарождается новая жизнь: и однажды эта «жизнь будущего века» обязательно приведёт к мучительным «родовым схваткам», от которых сотрясётся всё мироздание. Но для христиан происходящая деструкция привычной жизни будет означать не всеобщую погибель — а лишь роды нового, и через боль родов нужно пройти с «высоко поднятой головой» — чтобы с радостью встретить то, что родится. И так же, как женщина забывает про свои страдания, когда в её руках уже пищит, ревёт и машет ручками новый человек, родившийся в мир, — так и люди забудут про минувшие беды, когда увидят, какое оно, Царство Небесное.

Научиться поднимать головы в бедах и скорбях — а не уныло опускать их — вот чему учит нас сегодня Евангелие. Христианин призван научиться «вскарабкиваться» на вершину своих несчастий, чтобы оттуда увидеть Бога — а не расплываться в море разливанном саможаления и отчаяния. Преодолевая страх боли, вручая себя целиком в руки Ведущего нас Отца — только так мы можем предощутить радость от рождения нового — а не трусливо застрять в переживаниях текущего скорбного времени!

Подытоживая пророческие слова о том, что предстоит пережить Своим слушателям — а именно разрушение Иерусалимского храма, уничтожение города, другие многочисленные бедствия — Христос Спаситель делает совершенно странный вывод: как только всё это увидите — «восклонитесь и поднимите головы ваши».

Глагол «ανακύπτω» означает «высунуться», «проявиться», «высоко поднять голову», «воспрять». В этом случае славянский перевод не только красив, но и предельно точен: «восклонитеся и воздвигните главы ваша». Но ведь для человека — нормально бояться грядущих бедствий, и когда они приходят, нет ничего удивительного, что появляются малодушие, уныние, а то и безнадёжность. В нашей природе крепко сидит инстинкт самосохранения: и как только появляется угроза, мы либо бежим от неё, либо замираем — как бы «нас здесь нет». Третий вариант — агрессивно противоборствуем. Других вариантов наш так называемый «рептильный мозг» в общем-то и не знает. Бей, беги или замри.

Конечно, человек — не только «рептильный» мозг; в отличие от животных он может силой воли и сознанием перенаправить эти физиологические инстинкты. Но только при одном условии: если понимает, зачем. И сегодня Христос Спаситель предлагает нам ответ именно на этот вопрос.

«Восклониться», буквально «уткнуться застывшим взглядом» во что-то высокое-высокое — а не поддаваться низшим инстинктам самосохранения — стоит потому, что грядущие бедствия, о которых ранее говорил Иисус, — совсем не конец всего, а, напротив, самое-самое начало. Также, как женщина во время схваток может подумать: всё, конец, умираю — а на самом-то деле она просто подошла к естественному и долгожданному завершению своей беременности — которая если не закончится родами, вот тогда-то и произойдёт самая настоящая беда.

Слова Христа — о том, что наш мир тоже «непразден». В нём прикровенно, незаметно зарождается новая жизнь: и однажды эта «жизнь будущего века» обязательно приведёт к мучительным «родовым схваткам», от которых сотрясётся всё мироздание. Но для христиан происходящая деструкция привычной жизни будет означать не всеобщую погибель — а лишь роды нового, и через боль родов нужно пройти с «высоко поднятой головой» — чтобы с радостью встретить то, что родится. И так же, как женщина забывает про свои страдания, когда в её руках уже пищит, ревёт и машет ручками новый человек, родившийся в мир, — так и люди забудут про минувшие беды, когда увидят, какое оно, Царство Небесное.

Научиться поднимать головы в бедах и скорбях — а не уныло опускать их — вот чему учит нас сегодня Евангелие. Христианин призван научиться «вскарабкиваться» на вершину своих несчастий, чтобы оттуда увидеть Бога — а не расплываться в море разливанном саможаления и отчаяния. Преодолевая страх боли, вручая себя целиком в руки Ведущего нас Отца — только так мы можем предощутить радость от рождения нового — а не трусливо застрять в переживаниях текущего скорбного времени!

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

Как научиться переживать сложные, тяжкие моменты своей жизни? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 50-й главы книги…

01.05.2024

This website uses cookies.