Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 12-19

12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали

13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Итак, перед нами печальная картина: соотношение неблагодарных людей к благодарным — один к девяти. Не перебор ли? И насколько вообще корректно переносить частный случай из жизни Иисуса на всё человечество?

Для начала давайте посмотрим, что такое благодарность. Конечно, когда мы сделали что-то доброе — причём именно такое «доброе», которое вполне могли бы и не делать — однако не услышали ни слова благодарности — нам обидно и неприятно. Но здесь, наверное, вопрос куда глубже, чем отсутствие обычного, может, даже совершенно формального «благодарю!». Что именно нас задевает, когда мы вроде бы как и не ждём благодарности — но её отсутствие сразу же замечаем?

Чаще всего ответ можно услышать такой: моё добро воспринимается как «должное» — а не как «благое произволение». Другими словами, облагодетельствованный не понимает, что в общем-то «добра» могло бы и не быть. Фактически нас уязвляет не столько отсутствие слов благодарности, сколько обесценивание нашей свободы. Мы могли бы и не делать добра (считаем сами), а другой уверен, что мы сделали бы добро в любом случае.

При этом отметим, что, совершенно очевидно — Христос Спаситель совершал исцеления вовсе не ради получения благодарности. Но почему же так чувствуется глубокая скорбь Богочеловека, когда исцелённые просто ушли — как ни в чем не бывало?..

В сегодняшнем Евангелии перед нами — две принципиально разные модели отношения к жизни: потребления и служения. Тот, кто привык потреблять, — никогда не будет удовлетворён, потому что «дыра потребления» с каждым разом становится всё шире и шире. Ведь по сути своей эта «дыра» — глубокая неудовлетворённость души тем, чем её пытаются «заполнить»: душа жаждет Бога, Живого, Крепкого, Любящего — а ей предлагают какие-то мелкие, несоразмерные главному запросу, «заплатки» из области навязанных потребностей. На какое-то время, конечно, очередная «заплатка» перекрывает эту «дыру души» — но затем и эту заплатку уносит.

Совершенно другую картину мы видим, если человек прежде всего ориентирован на служение. Однажды распознав вкус отдачи — а не получения — он ищет любые возможности, чтобы сотворить добро. Не потому, что ожидает вознаграждения — здесь ли, или же на небе — а просто потому, что делать добро — правильно. И таким образом запускается «круговорот добра в природе»: тем более, получив в свой адрес «добро», такой человек не может его «присвоить» — а постарается найти способ, чтобы отправить дальше.

Вот почему ориентированный на «служение» не может не благодарить: для его сердца «застрявшее», не «перенаправленное» добро превращается в раскалённый уголь — которой держать невозможно. И пусть благодарность несоизмерима с полученным благодеянием — но не произнести её, не показать всем своим существом, как откликнулась душа — для такого человека — тождественно саморазрушению.

Вывод, который напрашивается сам собой, очень прост: получил добро — не стесняйся передавать его дальше!

Итак, перед нами печальная картина: соотношение неблагодарных людей к благодарным — один к девяти. Не перебор ли? И насколько вообще корректно переносить частный случай из жизни Иисуса на всё человечество?

Для начала давайте посмотрим, что такое благодарность. Конечно, когда мы сделали что-то доброе — причём именно такое «доброе», которое вполне могли бы и не делать — однако не услышали ни слова благодарности — нам обидно и неприятно. Но здесь, наверное, вопрос куда глубже, чем отсутствие обычного, может, даже совершенно формального «благодарю!». Что именно нас задевает, когда мы вроде бы как и не ждём благодарности — но её отсутствие сразу же замечаем?

Чаще всего ответ можно услышать такой: моё добро воспринимается как «должное» — а не как «благое произволение». Другими словами, облагодетельствованный не понимает, что в общем-то «добра» могло бы и не быть. Фактически нас уязвляет не столько отсутствие слов благодарности, сколько обесценивание нашей свободы. Мы могли бы и не делать добра (считаем сами), а другой уверен, что мы сделали бы добро в любом случае.

При этом отметим, что, совершенно очевидно — Христос Спаситель совершал исцеления вовсе не ради получения благодарности. Но почему же так чувствуется глубокая скорбь Богочеловека, когда исцелённые просто ушли — как ни в чем не бывало?..

В сегодняшнем Евангелии перед нами — две принципиально разные модели отношения к жизни: потребления и служения. Тот, кто привык потреблять, — никогда не будет удовлетворён, потому что «дыра потребления» с каждым разом становится всё шире и шире. Ведь по сути своей эта «дыра» — глубокая неудовлетворённость души тем, чем её пытаются «заполнить»: душа жаждет Бога, Живого, Крепкого, Любящего — а ей предлагают какие-то мелкие, несоразмерные главному запросу, «заплатки» из области навязанных потребностей. На какое-то время, конечно, очередная «заплатка» перекрывает эту «дыру души» — но затем и эту заплатку уносит.

Совершенно другую картину мы видим, если человек прежде всего ориентирован на служение. Однажды распознав вкус отдачи — а не получения — он ищет любые возможности, чтобы сотворить добро. Не потому, что ожидает вознаграждения — здесь ли, или же на небе — а просто потому, что делать добро — правильно. И таким образом запускается «круговорот добра в природе»: тем более, получив в свой адрес «добро», такой человек не может его «присвоить» — а постарается найти способ, чтобы отправить дальше.

Вот почему ориентированный на «служение» не может не благодарить: для его сердца «застрявшее», не «перенаправленное» добро превращается в раскалённый уголь — которой держать невозможно. И пусть благодарность несоизмерима с полученным благодеянием — но не произнести её, не показать всем своим существом, как откликнулась душа — для такого человека — тождественно саморазрушению.

Вывод, который напрашивается сам собой, очень прост: получил добро — не стесняйся передавать его дальше!

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Недавно мне встретилось очень интересное исследование одного иностранного социолога, который на материале бесед с разными слоями населения…

29.04.2024

«Бог дал, Бог взял», — гласит народная мудрость. Но знали ли вы, что у этих слов библейское происхождение? Убедиться…

29.04.2024

Можно ли познать Бога и как это сделать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й и 2-й глав книги пророка Иезекииля,…

29.04.2024

Сегодня многие размышляют над решением одной острейшей проблемы нашего общества — а именно демографическим кризисом. Чтение из 1-й главы…

28.04.2024

Похвала устная или материальная воспринимается нами как что-то естественное и логичное, когда мы поступаем правильно. И, наоборот,…

28.04.2024

К чему необходимо быть готовым тому, кто желает быть учеником Христа? Ответ на этот вопрос находим в отрывке…

28.04.2024

This website uses cookies.