Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 37-44

37 А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,

38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!

39 И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.

40 Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

41 И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем

42 и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,

43 ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,

44 и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В первые века своего существования Церковь столкнулась с некоторыми учениями, которые, принимая отдельные идеи христианства, решительно противопоставляли Ветхий и Новый Завет. Причём основной причиной противопоставления были, как им казалось, совершенно противоположные образы Бога, которые явлены на страницах каждого из них. В свою очередь, христиане указывали на те живые нити, которые эти тексты связывали. Христос постоянно цитирует Ветхий Завет и ссылается на тексты вполне авторитетные для своих слушателей. Он упоминает Авраама и Давида, беседует на горе Преображения с Моисеем и Илиёй и называет своим Отцом Того, Кто дал манну небесную евреям, вышедшим из Египта. Сегодняшнее чтение тоже начинается с исполнения в жизни Спасителя слов пророка Захарии, и Иисус въезжает в Иерусалим как царь кроткий, праведный и спасающий, сидящий на ослице.

И всё же, есть в сегодняшнем чтении деталь, которая, на первый взгляд, действительно плохо соотносится с Ветхим Заветом. Обратившись ко второй из десяти заповедей Моисея, мы увидим, что Бог называет себя «Ревнитель». Он Творец и не терпит беззаконий и грехов Своего народа. Более того, у тех же пророков сказано, что Он мститель и страшен в гневе для врагов своих. И вот сегодня мы слышим о том, Бог плачет о судьбе Иерусалима, который не узнал своего Спасителя. Конечно, скажут, что Бог есть дух и у Него нет глаз для того, чтобы плакать, но в том то и суть воплощения, что во Христе Бог соединяет с собой человечество в лице Христа, и мы можем сказать, что Он плачет, хотя и по-человечески. Остаётся ли Он при этом Ревнителем? Остаётся. Ведь, спустившись с Елеонской горы, Христос выгонит торговцев из храма. И всё же эти слёзы открывают нам особую Божию педагогику, которая в тот момент явлена на Иерусалиме и в перспективе будет явлена на всём мире.

Итак, Христос входит в Иерусалим как царь и Мессия. За время Его проповеди сказано и сделано очень много. Кажется, что народ ликует, но вот фарисей из среды того же народа просит Христа успокоить Своих учеников. Людям было открыто многое, но старейшины народа решили погубить Мессию и в этом своем намерении были настроены столь решительно, что истина о Христе была сокрыта от них.

Если те, кто кричит «Осанна!» умолкнут, то камни возопиют — отвечает Христос. И может показаться, что в этих словах звучит самоуверенность и превосходство, но на самом деле в них горечь. Ведь сердца людей оказываются твёрже камней и не откликаются за зов Того, Кто пришёл их спасти. Эти люди пользовались Его силой, но не хотели исполнять Его волю.

Жизнь человечества во все века исполнена враждой. Каждый по отдельности вроде бы хочет мира, но живёт совершенно иначе. Через Моисея евреям был дан закон, исполняя который, они должны были научиться видеть друг в друге братьев и сестёр, воспринимать каждого как ближнего, но проходили столетия и мира в народе не было... И уж тем более его не было по отношению ко всем прочим народам. Так было, и так будет всегда, до тех пор, пока мы не осознаем, что человеческими методами подлинный мир не достижим, но Он может быть дарован нам только во Христе.

В первые века своего существования Церковь столкнулась с некоторыми учениями, которые, принимая отдельные идеи христианства, решительно противопоставляли Ветхий и Новый Завет. Причём основной причиной противопоставления были, как им казалось, совершенно противоположные образы Бога, которые явлены на страницах каждого из них. В свою очередь, христиане указывали на те живые нити, которые эти тексты связывали. Христос постоянно цитирует Ветхий Завет и ссылается на тексты вполне авторитетные для своих слушателей. Он упоминает Авраама и Давида, беседует на горе Преображения с Моисеем и Илиёй и называет своим Отцом Того, Кто дал манну небесную евреям, вышедшим из Египта. Сегодняшнее чтение тоже начинается с исполнения в жизни Спасителя слов пророка Захарии, и Иисус въезжает в Иерусалим как царь кроткий, праведный и спасающий, сидящий на ослице.

И всё же, есть в сегодняшнем чтении деталь, которая, на первый взгляд, действительно плохо соотносится с Ветхим Заветом. Обратившись ко второй из десяти заповедей Моисея, мы увидим, что Бог называет себя «Ревнитель». Он Творец и не терпит беззаконий и грехов Своего народа. Более того, у тех же пророков сказано, что Он мститель и страшен в гневе для врагов своих. И вот сегодня мы слышим о том, Бог плачет о судьбе Иерусалима, который не узнал своего Спасителя. Конечно, скажут, что Бог есть дух и у Него нет глаз для того, чтобы плакать, но в том то и суть воплощения, что во Христе Бог соединяет с собой человечество в лице Христа, и мы можем сказать, что Он плачет, хотя и по-человечески. Остаётся ли Он при этом Ревнителем? Остаётся. Ведь, спустившись с Елеонской горы, Христос выгонит торговцев из храма. И всё же эти слёзы открывают нам особую Божию педагогику, которая в тот момент явлена на Иерусалиме и в перспективе будет явлена на всём мире.

Итак, Христос входит в Иерусалим как царь и Мессия. За время Его проповеди сказано и сделано очень много. Кажется, что народ ликует, но вот фарисей из среды того же народа просит Христа успокоить Своих учеников. Людям было открыто многое, но старейшины народа решили погубить Мессию и в этом своем намерении были настроены столь решительно, что истина о Христе была сокрыта от них.

Если те, кто кричит «Осанна!» умолкнут, то камни возопиют — отвечает Христос. И может показаться, что в этих словах звучит самоуверенность и превосходство, но на самом деле в них горечь. Ведь сердца людей оказываются твёрже камней и не откликаются за зов Того, Кто пришёл их спасти. Эти люди пользовались Его силой, но не хотели исполнять Его волю.

Жизнь человечества во все века исполнена враждой. Каждый по отдельности вроде бы хочет мира, но живёт совершенно иначе. Через Моисея евреям был дан закон, исполняя который, они должны были научиться видеть друг в друге братьев и сестёр, воспринимать каждого как ближнего, но проходили столетия и мира в народе не было... И уж тем более его не было по отношению ко всем прочим народам. Так было, и так будет всегда, до тех пор, пока мы не осознаем, что человеческими методами подлинный мир не достижим, но Он может быть дарован нам только во Христе.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Недавно мне встретилось очень интересное исследование одного иностранного социолога, который на материале бесед с разными слоями населения…

29.04.2024

«Бог дал, Бог взял», — гласит народная мудрость. Но знали ли вы, что у этих слов библейское происхождение? Убедиться…

29.04.2024

Можно ли познать Бога и как это сделать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й и 2-й глав книги пророка Иезекииля,…

29.04.2024

Сегодня многие размышляют над решением одной острейшей проблемы нашего общества — а именно демографическим кризисом. Чтение из 1-й главы…

28.04.2024

Похвала устная или материальная воспринимается нами как что-то естественное и логичное, когда мы поступаем правильно. И, наоборот,…

28.04.2024

К чему необходимо быть готовым тому, кто желает быть учеником Христа? Ответ на этот вопрос находим в отрывке…

28.04.2024

This website uses cookies.