Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 42-46

42 Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.

43 Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.

44 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.

45 На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.

46 Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.

Читает и комментирует cвященник Дмитрий Барицкий.

Фарисеи были одной из самых влиятельных партий религиозной традиции иудеев. Они прекрасно знали священный текст, были специалистами в законе Моисеевом, а также ревностными хранителями традиции благочестия. Можно сказать, что они знали о Боге всё, что на тот момент истории только можно было знать о Нём человеку. Тем не менее, именно фарисеи становятся главными противниками Христа. Все свои интеллектуальные способности они бросают на борьбу с Тем Самым Богом, о Котором говорили людям.

Почему же так получилось? Одно дело обладать информацией, другое — верно её использовать. Не секрет, что нередко у теоретиков возникают серьёзные проблемы с практикой. Так известна забавная история о Фалесе Милетском, философе, математике и астрономе, которого считали одним из «семи мудрецов» Древней Греции. В обыденной жизни он был страшно рассеянный. Однажды Фалес шел по улице, изучая при этом ночное небо. Он так загляделся на звёзды, что упал в яму. В ответ на его стоны и стенания служанка сказала: «Эх ты, Фалес! Не в силах увидеть того, что под ногами, думаешь познать то, что на небе?». Или рассказывают об Исааке Ньютоне, говорят, он был так неприспособлен к обыденной жизни, что мог заблудиться в собственном доме. Видимо, нечто подобное произошло и с фарисеями. Слишком увлечённые изучением традиции, которая досталась им от предков, они заблудились в трёх соснах и упали в яму. Ведь одно дело знать о Боге, владеть о Нём определённой информацией, другое — знать Бога лично, поддерживать с Ним молитвенное общение на ежедневной основе и адекватно ориентироваться в пространстве духовной реальности.

Для нас, кто подчас слишком сосредоточен на внешней стороне религиозной веры, хорошо бы это помнить. Наши представления о Творце, та традиция, которая нам досталась по наследству, Писание, тексты отцов Церкви, богослужение, священные образы, разнообразные формы благочестия — всего лишь необходимая среда, которая создаёт благоприятные условия, чтобы мы встретились с Богом лицом к лицу. Это нечто вроде системы указателей, следы того пути, которым пришли к Творцу предыдущие поколения святых. Но каждому из нас предстоит проделать свой путь самостоятельно. Если этого движения нет, то и встречи не будет. А в этом случае какие бы высокие богословские идеи мы не озвучивали, насколько бы тщательно не исполняли разнообразные предписания церковного устава, нас неизбежно ждет судьба фарисеев. Живой и полноценной традицию религиозной веры делает лишь исполнение главной Евангельской заповеди: заповеди о жертвенной любви к тем, кто нас окружает, и заповеди о непрестанной искренней молитве к Творцу. Именно благодаря этим важным инструментам возникает хрупкий баланс между знанием о Боге и знанием Бога.

Фарисеи были одной из самых влиятельных партий религиозной традиции иудеев. Они прекрасно знали священный текст, были специалистами в законе Моисеевом, а также ревностными хранителями традиции благочестия. Можно сказать, что они знали о Боге всё, что на тот момент истории только можно было знать о Нём человеку. Тем не менее, именно фарисеи становятся главными противниками Христа. Все свои интеллектуальные способности они бросают на борьбу с Тем Самым Богом, о Котором говорили людям.

Почему же так получилось? Одно дело обладать информацией, другое — верно её использовать. Не секрет, что нередко у теоретиков возникают серьёзные проблемы с практикой. Так известна забавная история о Фалесе Милетском, философе, математике и астрономе, которого считали одним из «семи мудрецов» Древней Греции. В обыденной жизни он был страшно рассеянный. Однажды Фалес шел по улице, изучая при этом ночное небо. Он так загляделся на звёзды, что упал в яму. В ответ на его стоны и стенания служанка сказала: «Эх ты, Фалес! Не в силах увидеть того, что под ногами, думаешь познать то, что на небе?». Или рассказывают об Исааке Ньютоне, говорят, он был так неприспособлен к обыденной жизни, что мог заблудиться в собственном доме. Видимо, нечто подобное произошло и с фарисеями. Слишком увлечённые изучением традиции, которая досталась им от предков, они заблудились в трёх соснах и упали в яму. Ведь одно дело знать о Боге, владеть о Нём определённой информацией, другое — знать Бога лично, поддерживать с Ним молитвенное общение на ежедневной основе и адекватно ориентироваться в пространстве духовной реальности.

Для нас, кто подчас слишком сосредоточен на внешней стороне религиозной веры, хорошо бы это помнить. Наши представления о Творце, та традиция, которая нам досталась по наследству, Писание, тексты отцов Церкви, богослужение, священные образы, разнообразные формы благочестия — всего лишь необходимая среда, которая создаёт благоприятные условия, чтобы мы встретились с Богом лицом к лицу. Это нечто вроде системы указателей, следы того пути, которым пришли к Творцу предыдущие поколения святых. Но каждому из нас предстоит проделать свой путь самостоятельно. Если этого движения нет, то и встречи не будет. А в этом случае какие бы высокие богословские идеи мы не озвучивали, насколько бы тщательно не исполняли разнообразные предписания церковного устава, нас неизбежно ждет судьба фарисеев. Живой и полноценной традицию религиозной веры делает лишь исполнение главной Евангельской заповеди: заповеди о жертвенной любви к тем, кто нас окружает, и заповеди о непрестанной искренней молитве к Творцу. Именно благодаря этим важным инструментам возникает хрупкий баланс между знанием о Боге и знанием Бога.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Недавно мне встретилось очень интересное исследование одного иностранного социолога, который на материале бесед с разными слоями населения…

29.04.2024

«Бог дал, Бог взял», — гласит народная мудрость. Но знали ли вы, что у этих слов библейское происхождение? Убедиться…

29.04.2024

Можно ли познать Бога и как это сделать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й и 2-й глав книги пророка Иезекииля,…

29.04.2024

Сегодня многие размышляют над решением одной острейшей проблемы нашего общества — а именно демографическим кризисом. Чтение из 1-й главы…

28.04.2024

Похвала устная или материальная воспринимается нами как что-то естественное и логичное, когда мы поступаем правильно. И, наоборот,…

28.04.2024

К чему необходимо быть готовым тому, кто желает быть учеником Христа? Ответ на этот вопрос находим в отрывке…

28.04.2024

This website uses cookies.