Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 9-13

09 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,

10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

11 Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?

12 Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Основная мысль этого евангельского отрывка предельно проста: в молитве необходима настойчивость и постоянство. Церковь в своей аскетической молитвенной практике в полной мере усвоила слова Христа Спасителя, а потому основная монашеская молитва очень краткая, но повторяется она в течение суток бесчисленное количество раз, каждый монах в буквальном смысле дышит этой молитвой, которую мы называем молитвой Иисусовой. Знакома она, конечно, не только монахам, и звучит она так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божией, помилуй мя, грешного». В этой молитве нет ничего, кроме исповедания Иисуса из Назарета Богом и второй ипостасью Святой Троицы, а также просьбы о помиловании. Есть в ней также определение самого себя как грешника, но это определение, как и упоминание того, что Господь Иисус Христос — Сын Божий, содержится лишь в славянском варианте молитвы Иисусовой, тогда как в греческом ее оригинале нет ни первого, ни второго, греческий вариант звучит значительно лаконичнее: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Церковь не возбраняет использовать любой из этих вариантов молитвы, впрочем, возможно и множество иных форм, к примеру, при желании или же необходимости можно добавлять имя Пресвятой Богородицы, а также святых, в этом случае молитва изменится следующим образом: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Богородицы, помилуй мя, грешного». А если мы имеем сердечное стремление призвать одного или нескольких святых, то можно это сделать так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами преподобного отца нашего Сергия, помилуй мя». Некоторые прославленные Церковью подвижники рекомендовали разнообразить текст молитвы Иисусовой с тем, чтобы не было привыкания, и чтобы ум молящегося был сосредоточен на словах молитвы, а сосредоточению как нельзя лучше способствует добавление к молитве упоминания Божией Матери или же святых.

В молитве Иисусовой, как и в иных христианских молитвах, важна неотступность, и это не какая-то позднейшая блажь, это прямое и непосредственное исполнение данной Самим Спасителем заповеди: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам» (Лк. 11:9). Да, здесь Он как будто бы ни слова не говорит о молитве, но то, что речь здесь идёт именно об обращении к Богу, очевидно из контекста слов Христа, ведь далее Он сказал: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11:13). Впрочем, после этих слов Спасителя может возникнуть вопрос относительно того, почему в центральной монашеской молитве нет слов о Духе Святом, тогда как Он, если буквально понимать слова Христа, должен быть предметом наших молитвенных прошений. Ответ прост: мы просим о помиловании, а помилование — очень многогранное понятие, оно включает в себе не только прощение грехов, и не только милость Бога с сопутствующими ей благодеяниями, оно включает и дарование благодати Пресвятого Духа, как высшей формы проявление милосердия Божия к человеку.

Молитва Иисусова с ее неотступностью и постоянством, это, конечно, не специфически монашеское делание, к ней, как и вообще к молитве, призваны все христиане, точно также, как не только монахи призваны к целомудрию, к посту и к послушанию. Все перечисленное должно быть в жизни любого христианина, вне зависимости от его социального и церковного статуса, потому как Евангелие адресовано в равной степени каждому человеку, ну а монахи — это частный случай, это люди, которые приняли решение не отвлекаться ни на что другое и всю свою жизнь посвятить исполнению Христовых слов, их опыт, в том числе и молитвенный, стоит того, чтобы его использовать в обычной, а не только монашеской, христианской жизни.

Основная мысль этого евангельского отрывка предельно проста: в молитве необходима настойчивость и постоянство. Церковь в своей аскетической молитвенной практике в полной мере усвоила слова Христа Спасителя, а потому основная монашеская молитва очень краткая, но повторяется она в течение суток бесчисленное количество раз, каждый монах в буквальном смысле дышит этой молитвой, которую мы называем молитвой Иисусовой. Знакома она, конечно, не только монахам, и звучит она так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божией, помилуй мя, грешного». В этой молитве нет ничего, кроме исповедания Иисуса из Назарета Богом и второй ипостасью Святой Троицы, а также просьбы о помиловании. Есть в ней также определение самого себя как грешника, но это определение, как и упоминание того, что Господь Иисус Христос — Сын Божий, содержится лишь в славянском варианте молитвы Иисусовой, тогда как в греческом ее оригинале нет ни первого, ни второго, греческий вариант звучит значительно лаконичнее: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Церковь не возбраняет использовать любой из этих вариантов молитвы, впрочем, возможно и множество иных форм, к примеру, при желании или же необходимости можно добавлять имя Пресвятой Богородицы, а также святых, в этом случае молитва изменится следующим образом: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Богородицы, помилуй мя, грешного». А если мы имеем сердечное стремление призвать одного или нескольких святых, то можно это сделать так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами преподобного отца нашего Сергия, помилуй мя». Некоторые прославленные Церковью подвижники рекомендовали разнообразить текст молитвы Иисусовой с тем, чтобы не было привыкания, и чтобы ум молящегося был сосредоточен на словах молитвы, а сосредоточению как нельзя лучше способствует добавление к молитве упоминания Божией Матери или же святых.

В молитве Иисусовой, как и в иных христианских молитвах, важна неотступность, и это не какая-то позднейшая блажь, это прямое и непосредственное исполнение данной Самим Спасителем заповеди: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам» (Лк. 11:9). Да, здесь Он как будто бы ни слова не говорит о молитве, но то, что речь здесь идёт именно об обращении к Богу, очевидно из контекста слов Христа, ведь далее Он сказал: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11:13). Впрочем, после этих слов Спасителя может возникнуть вопрос относительно того, почему в центральной монашеской молитве нет слов о Духе Святом, тогда как Он, если буквально понимать слова Христа, должен быть предметом наших молитвенных прошений. Ответ прост: мы просим о помиловании, а помилование — очень многогранное понятие, оно включает в себе не только прощение грехов, и не только милость Бога с сопутствующими ей благодеяниями, оно включает и дарование благодати Пресвятого Духа, как высшей формы проявление милосердия Божия к человеку.

Молитва Иисусова с ее неотступностью и постоянством, это, конечно, не специфически монашеское делание, к ней, как и вообще к молитве, призваны все христиане, точно также, как не только монахи призваны к целомудрию, к посту и к послушанию. Все перечисленное должно быть в жизни любого христианина, вне зависимости от его социального и церковного статуса, потому как Евангелие адресовано в равной степени каждому человеку, ну а монахи — это частный случай, это люди, которые приняли решение не отвлекаться ни на что другое и всю свою жизнь посвятить исполнению Христовых слов, их опыт, в том числе и молитвенный, стоит того, чтобы его использовать в обычной, а не только монашеской, христианской жизни.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Недавно мне встретилось очень интересное исследование одного иностранного социолога, который на материале бесед с разными слоями населения…

29.04.2024

«Бог дал, Бог взял», — гласит народная мудрость. Но знали ли вы, что у этих слов библейское происхождение? Убедиться…

29.04.2024

Можно ли познать Бога и как это сделать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й и 2-й глав книги пророка Иезекииля,…

29.04.2024

Сегодня многие размышляют над решением одной острейшей проблемы нашего общества — а именно демографическим кризисом. Чтение из 1-й главы…

28.04.2024

Похвала устная или материальная воспринимается нами как что-то естественное и логичное, когда мы поступаем правильно. И, наоборот,…

28.04.2024

К чему необходимо быть готовым тому, кто желает быть учеником Христа? Ответ на этот вопрос находим в отрывке…

28.04.2024

This website uses cookies.