Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 11-16

11 После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.

12 Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.

13 Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.

14 И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!

15 Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.

16 И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Христианская письменность и христианское искусство имеют свои каноны. С течением времени формы канонов могут меняться, но по своему существу они остаются неизменными. К примеру, жития недавно прославленных Церковью святых пишутся в соответствии с привычными нам формами древних житий, которые не подразумевают описания очень многих подробностей жизни святых, они сосредоточены на передаче сути их духовного подвига. Нечто подобное можно сказать и об иконописном каноне, в своём классическом варианте он существенно отличается от художественной живописи, так как его основная цель состоит в передаче живописными средствами не земных, а небесных реалий. Сам текст Священного Писания, в том числе и Евангелия, тоже создан по определённому канону, который не совпадает с методами создания исторических хроник или же произведений художественной литературы. По этой причине мы не найдём в Евангелии той информации, которая характерна для исторических хроник, ведь Евангелия преследуют ту же самую цель, что и иконописные изображения: Евангелие в первую очередь стремится донести до своих читателей реалии Царства Божия.

Евангельская история воскрешения сына наинской вдовы — тоже отнюдь не историческая хроника, этот евангельский сюжет создан по сложившемуся канону, а потому он в основных своих чертах напоминает, как воскрешение дочери начальника синагоги, которая тоже была воскрешена прикосновением Господа Иисуса Христа и повелением встать (см. Мф. 9:24), так и случаи воскрешения, зафиксированные в Ветхом Завете, а именно, воскрешения, совершённые пророками Илиёй и Елисеем. Во всех перечисленных историях воскрешения есть много общего: всегда в роли воскрешаемых выступали дети, и всегда воскрешения вели к осознанию народом особого Божиего присутствия среди них. Собственно, в этом результате и заключён основной и высший смысл совершённых чудес.

Замечательно в этих рассказах и то, что ни у кого из присутствующих не возникает сомнений в истинности чудес, свидетелями которых они стали. Сам этот факт говорит о том, что люди были готовы к встрече с Богом лицом к лицу либо через Его пророков. Из этого можно сделать ещё один вывод: Бог молчит и никак не проявляет Себя в том случае, если люди не готовы к встрече с Ним, если они по каким-либо причинам не способны принять чудо и провести логическую связь между чудом и божественным присутствием. Кажется вполне очевидным, что в подавляющем большинстве случаев невозможно уверовать лишь на основании каких бы то ни было чудесный знамений, об этом говорил и Сам Христос в притче о богаче и Лазаре, вложив Свои слова в уста Авраама: «Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31). Обрести Бога и ощутить Его присутствие могут только те, кто к этому готов, ну а о должной подготовке нам также известно из евангельских слов Господа Иисуса Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Иными словами, Бог открывает Себя тем, кто очистил своё сердце от зависти и злобы, от похоти и гнева, от жестокости и гордыни. Конечно, в полной мере сделать это невозможно, но невозможность вовсе не означает, что этим не стоит заниматься со всем доступным нам усердием.

Христианская письменность и христианское искусство имеют свои каноны. С течением времени формы канонов могут меняться, но по своему существу они остаются неизменными. К примеру, жития недавно прославленных Церковью святых пишутся в соответствии с привычными нам формами древних житий, которые не подразумевают описания очень многих подробностей жизни святых, они сосредоточены на передаче сути их духовного подвига. Нечто подобное можно сказать и об иконописном каноне, в своём классическом варианте он существенно отличается от художественной живописи, так как его основная цель состоит в передаче живописными средствами не земных, а небесных реалий. Сам текст Священного Писания, в том числе и Евангелия, тоже создан по определённому канону, который не совпадает с методами создания исторических хроник или же произведений художественной литературы. По этой причине мы не найдём в Евангелии той информации, которая характерна для исторических хроник, ведь Евангелия преследуют ту же самую цель, что и иконописные изображения: Евангелие в первую очередь стремится донести до своих читателей реалии Царства Божия.

Евангельская история воскрешения сына наинской вдовы — тоже отнюдь не историческая хроника, этот евангельский сюжет создан по сложившемуся канону, а потому он в основных своих чертах напоминает, как воскрешение дочери начальника синагоги, которая тоже была воскрешена прикосновением Господа Иисуса Христа и повелением встать (см. Мф. 9:24), так и случаи воскрешения, зафиксированные в Ветхом Завете, а именно, воскрешения, совершённые пророками Илиёй и Елисеем. Во всех перечисленных историях воскрешения есть много общего: всегда в роли воскрешаемых выступали дети, и всегда воскрешения вели к осознанию народом особого Божиего присутствия среди них. Собственно, в этом результате и заключён основной и высший смысл совершённых чудес.

Замечательно в этих рассказах и то, что ни у кого из присутствующих не возникает сомнений в истинности чудес, свидетелями которых они стали. Сам этот факт говорит о том, что люди были готовы к встрече с Богом лицом к лицу либо через Его пророков. Из этого можно сделать ещё один вывод: Бог молчит и никак не проявляет Себя в том случае, если люди не готовы к встрече с Ним, если они по каким-либо причинам не способны принять чудо и провести логическую связь между чудом и божественным присутствием. Кажется вполне очевидным, что в подавляющем большинстве случаев невозможно уверовать лишь на основании каких бы то ни было чудесный знамений, об этом говорил и Сам Христос в притче о богаче и Лазаре, вложив Свои слова в уста Авраама: «Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31). Обрести Бога и ощутить Его присутствие могут только те, кто к этому готов, ну а о должной подготовке нам также известно из евангельских слов Господа Иисуса Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Иными словами, Бог открывает Себя тем, кто очистил своё сердце от зависти и злобы, от похоти и гнева, от жестокости и гордыни. Конечно, в полной мере сделать это невозможно, но невозможность вовсе не означает, что этим не стоит заниматься со всем доступным нам усердием.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Наверное, каждый человек хотя бы…

04.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

This website uses cookies.