Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 12-19

12 В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

13 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:

14 Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея,

15 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом,

16 Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Бытует мнение, что православному христианину Ветхий Завет читать не нужно и даже вредно. Дескать — время актуальности данной части Библии безвозвратно ушло, а описание жестокости и невоздержанности людей той эпохи не могут принести ничего кроме смущения. Безусловно, в подобной логике есть определённый смысл. Книги Ветхого Завета действительно содержат в себе довольно много смущающих неподготовленного читателя деталей. Но без этих библейских произведений совершенно невозможно понять всю глубину слов и поступков Иисуса Христа.

Господь Иисус постоянно цитирует авторов древнего Израиля, вкладывая при этом в их слова новое содержание, ссылается на ветхозаветные пророчества о Себе, а ещё символически повторяет главные события из истории Своего народа. Взять хотя бы сегодняшнее евангельское чтение, где говорится об избрании двенадцати апостолов.

Господь Иисус принимает решение о назначении учеников, помолившись на вершине горы. Тем самым, Он повторяет действия пророка Моисея, давшего евреям закон после общения с Богом на вершине Синая. Двенадцать избранных учеников становятся при этом символическим напоминанием ещё об одном эпизоде из древности. Когда Бог вывел евреев из Египетского плена, Он разделил Палестину — Землю обетованную — между двенадцатью коленами (родами) Израиля. Каждое из колен-родов восходило либо к сыну, либо к внуку патриарха Иакова.

В течение истории в результате отхода от истинной веры прекратили существование сначала десять колен. Ко времени Рождества Христова практически утратили свою самоидентичность потомки оставшихся двух родов — Вениамина и Иуды. Господь Иисус, призывая к служению двенадцать апостолов, тем самым символическим образом восстанавливает утраченную полноту цивилизации Израиля. Вместо исчезнувших двенадцати родов носителей истинной веры миру даются двенадцать проповедников Евангелия.

Но и это ещё не всё. Греческое слово «апостол» в переводе на русский означает «посланник, вестник». Кроме того, оно является эквивалентом еврейского понятия «шалиах». «Шалиахом» называли во времена Христа полномочного представителя какого-то влиятельного лица, имеющего всю полноту полномочий своего хозяина — вплоть до права подписи. Апостолы постепенно становятся носителями благодатной власти Христа. Вскоре им будет дана возможность освобождать людей от их грехов. Через апостолов этими полномочиями Господь наделит Свою Церковь.

Евангелист перечисляет имена учеников Спасителя попарно. Это тоже не случайно. В Ветхом Завете сказано, что истинным какое-то утверждение или показание является только тогда, когда у него есть два свидетеля. Избрав двенадцать апостолов, Господь начинает говорить у подножия горы, на вершине которой до того молился. Он тем самым вновь обращается к личности пророка Моисея, принёсшего людям закон Божий с вершины Синая.

Символическим является также описание того, как располагаются слушатели вокруг Христа. Сначала узкий круг образуют апостолы, за ними стоят иные ученики. Следующий круг образуют жители Иерусалима и Иудеи — правоверные иудеи. За их спинами оказываются пришедшие из полуязыческой Галилеи, а также совсем языческих приморских регионов Тира и Сидона. Что пытается сказать нам евангелист? То, что учение Христа было даровано всему человечеству через апостолов и иных учеников, но возникло Евангелие не спонтанно. В плане истории оно опирается на ветхозаветную традицию. Ценную не саму по себе, а потому что книги Ветхого Завета свидетельствуют о Сыне Божием — Иисусе Христе — ставшем частью истории созданного Им человечества.

Бытует мнение, что православному христианину Ветхий Завет читать не нужно и даже вредно. Дескать — время актуальности данной части Библии безвозвратно ушло, а описание жестокости и невоздержанности людей той эпохи не могут принести ничего кроме смущения. Безусловно, в подобной логике есть определённый смысл. Книги Ветхого Завета действительно содержат в себе довольно много смущающих неподготовленного читателя деталей. Но без этих библейских произведений совершенно невозможно понять всю глубину слов и поступков Иисуса Христа.

Господь Иисус постоянно цитирует авторов древнего Израиля, вкладывая при этом в их слова новое содержание, ссылается на ветхозаветные пророчества о Себе, а ещё символически повторяет главные события из истории Своего народа. Взять хотя бы сегодняшнее евангельское чтение, где говорится об избрании двенадцати апостолов.

Господь Иисус принимает решение о назначении учеников, помолившись на вершине горы. Тем самым, Он повторяет действия пророка Моисея, давшего евреям закон после общения с Богом на вершине Синая. Двенадцать избранных учеников становятся при этом символическим напоминанием ещё об одном эпизоде из древности. Когда Бог вывел евреев из Египетского плена, Он разделил Палестину — Землю обетованную — между двенадцатью коленами (родами) Израиля. Каждое из колен-родов восходило либо к сыну, либо к внуку патриарха Иакова.

В течение истории в результате отхода от истинной веры прекратили существование сначала десять колен. Ко времени Рождества Христова практически утратили свою самоидентичность потомки оставшихся двух родов — Вениамина и Иуды. Господь Иисус, призывая к служению двенадцать апостолов, тем самым символическим образом восстанавливает утраченную полноту цивилизации Израиля. Вместо исчезнувших двенадцати родов носителей истинной веры миру даются двенадцать проповедников Евангелия.

Но и это ещё не всё. Греческое слово «апостол» в переводе на русский означает «посланник, вестник». Кроме того, оно является эквивалентом еврейского понятия «шалиах». «Шалиахом» называли во времена Христа полномочного представителя какого-то влиятельного лица, имеющего всю полноту полномочий своего хозяина — вплоть до права подписи. Апостолы постепенно становятся носителями благодатной власти Христа. Вскоре им будет дана возможность освобождать людей от их грехов. Через апостолов этими полномочиями Господь наделит Свою Церковь.

Евангелист перечисляет имена учеников Спасителя попарно. Это тоже не случайно. В Ветхом Завете сказано, что истинным какое-то утверждение или показание является только тогда, когда у него есть два свидетеля. Избрав двенадцать апостолов, Господь начинает говорить у подножия горы, на вершине которой до того молился. Он тем самым вновь обращается к личности пророка Моисея, принёсшего людям закон Божий с вершины Синая.

Символическим является также описание того, как располагаются слушатели вокруг Христа. Сначала узкий круг образуют апостолы, за ними стоят иные ученики. Следующий круг образуют жители Иерусалима и Иудеи — правоверные иудеи. За их спинами оказываются пришедшие из полуязыческой Галилеи, а также совсем языческих приморских регионов Тира и Сидона. Что пытается сказать нам евангелист? То, что учение Христа было даровано всему человечеству через апостолов и иных учеников, но возникло Евангелие не спонтанно. В плане истории оно опирается на ветхозаветную традицию. Ценную не саму по себе, а потому что книги Ветхого Завета свидетельствуют о Сыне Божием — Иисусе Христе — ставшем частью истории созданного Им человечества.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Наверное, каждый человек хотя бы…

04.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

This website uses cookies.