Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Марка, Глава 6, стихи 54-56

54 Когда вышли они из лодки, тотчас жители, узнав Его,

55 обежали всю окрестность ту и начали на постелях приносить больных туда, где Он, как слышно было, находился.

56 И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись.

Евангелие от Марка, Глава 7, стихи 1-16

01 Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима,

02 и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли.

03 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук;

04 и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.

05 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?

06 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,

07 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

08 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.

09 И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?

10 Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

11 А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,

12 тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей,

13 устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.

14 И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте:

15 ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.

16 Если кто имеет уши слышать, да слышит!

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Сегодня Христос Спаситель заостряет до предела одну из важнейших проблем: как относятся друг с другом религиозность и человечность?

И в своём примере Иисус противопоставляет универсализм и безусловность заповеди Божией — манипулятивности человеческой заповеди, «предания старцев». Казалось бы, чёткая, однозначная заповедь о почитании родителей безусловно должна быть исполнена. Но, оказывается, её можно обойти — если то, что можно было направить на содержание престарелых родителей, — посвятить Богу и тем самым сделать неприкосновенным: ещё бы, кто дерзнёт посягать на Божественную собственность? И таким хитрым ходом сразу приобретается двойной выигрыш: и Богу сделали как бы приятное, и у родителей не может быть претензий.

В чём же здесь корень проблемы? В человеческом лукавстве. Ведь вовсе не о служении Богу на самом деле заботится такой человек, а о сохранении своего имущества под благочестивым предлогом. Ведь отписав Храму большую часть своей собственности как корван — человек не только продолжал им пользоваться, но и ещё и освобождался от множества налогов!

Как же вообще может произойти такая мощная подмена? Неужели сам верующий человек этого не замечает? Перед нами — удивительный феномен человеческого сознания: чем выше и благороднее цель — тем большую подлость готов совершить человек ради её достижения.

Разве не понимали иудейские первосвященники, осуждая Иисуса на смерть, что Он — совершенно невиновен? Но — в их сознании ценность устойчивой, стабильной религиозности народа была бесконечно высокой — несоизмеримо выше, чем жизнь всего лишь одного праведника. «Лучше, чтобы один погиб — а не всё развалилось!»

Что же делать? Неужели не надо иметь высоких целей — чтобы избежать этой коварной ловушки?

Но без высоких целей не будет никакого роста и движения вперёд! Значит, нам необходим какой-то внутренний предохранитель, который будет надёжно срабатывать, если мы увлечёмся и просто перестанем замечать на своём высоком духовном пути живых людей.

Этот предохранитель — и есть сами заповеди Божественного закона. Если мы видим, что заповедь вдруг возникла перед нами как однозначное препятствие — и у нас уже есть понимание, как в данной ситуации её можно обойти — значит, надо срочно нажать на все тормоза и давать задний ход!

Помоги же нам, Господи, даже в самой сильной увлечённости самыми светлыми и великими идеалами уметь вовремя затормозить, чтобы не попрать Твои заповеди нашими, человеческими, истолкованиями!..

Сегодня Христос Спаситель заостряет до предела одну из важнейших проблем: как относятся друг с другом религиозность и человечность?

И в своём примере Иисус противопоставляет универсализм и безусловность заповеди Божией — манипулятивности человеческой заповеди, «предания старцев». Казалось бы, чёткая, однозначная заповедь о почитании родителей безусловно должна быть исполнена. Но, оказывается, её можно обойти — если то, что можно было направить на содержание престарелых родителей, — посвятить Богу и тем самым сделать неприкосновенным: ещё бы, кто дерзнёт посягать на Божественную собственность? И таким хитрым ходом сразу приобретается двойной выигрыш: и Богу сделали как бы приятное, и у родителей не может быть претензий.

В чём же здесь корень проблемы? В человеческом лукавстве. Ведь вовсе не о служении Богу на самом деле заботится такой человек, а о сохранении своего имущества под благочестивым предлогом. Ведь отписав Храму большую часть своей собственности как корван — человек не только продолжал им пользоваться, но и ещё и освобождался от множества налогов!

Как же вообще может произойти такая мощная подмена? Неужели сам верующий человек этого не замечает? Перед нами — удивительный феномен человеческого сознания: чем выше и благороднее цель — тем большую подлость готов совершить человек ради её достижения.

Разве не понимали иудейские первосвященники, осуждая Иисуса на смерть, что Он — совершенно невиновен? Но — в их сознании ценность устойчивой, стабильной религиозности народа была бесконечно высокой — несоизмеримо выше, чем жизнь всего лишь одного праведника. «Лучше, чтобы один погиб — а не всё развалилось!»

Что же делать? Неужели не надо иметь высоких целей — чтобы избежать этой коварной ловушки?

Но без высоких целей не будет никакого роста и движения вперёд! Значит, нам необходим какой-то внутренний предохранитель, который будет надёжно срабатывать, если мы увлечёмся и просто перестанем замечать на своём высоком духовном пути живых людей.

Этот предохранитель — и есть сами заповеди Божественного закона. Если мы видим, что заповедь вдруг возникла перед нами как однозначное препятствие — и у нас уже есть понимание, как в данной ситуации её можно обойти — значит, надо срочно нажать на все тормоза и давать задний ход!

Помоги же нам, Господи, даже в самой сильной увлечённости самыми светлыми и великими идеалами уметь вовремя затормозить, чтобы не попрать Твои заповеди нашими, человеческими, истолкованиями!..

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Сегодня многие размышляют над решением одной острейшей проблемы нашего общества — а именно демографическим кризисом. Чтение из 1-й главы…

28.04.2024

Похвала устная или материальная воспринимается нами как что-то естественное и логичное, когда мы поступаем правильно. И, наоборот,…

28.04.2024

К чему необходимо быть готовым тому, кто желает быть учеником Христа? Ответ на этот вопрос находим в отрывке…

28.04.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Порой размышляя о том, что происходит вокруг…

27.04.2024

Лазарева суббота — один из самых скромных церковных праздников. Большинство прихожан стараются, в первую очередь, посетить богослужение следующего…

26.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Интернет полон ответов на вопрос о том, как найти жену. Есть…

25.04.2024

This website uses cookies.