Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Марка, Глава 4, стихи 1-9

01 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.

02 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:

03 слушайте: вот, вышел сеятель сеять;

04 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.

05 Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;

06 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.

07 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода.

08 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.

09 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим известную притчу о сеятеле. В начале осени, когда основная часть урожая давно собрана, особенно очевидно, что он во многом зависит от того, как была обработана земля до того, как нечто будет посеяно. Размышляя над притчей, можно вспомнить, что сеяли в древнем Израиле особенным образом, положив мешок с зерном на спину осла и переходя с ним с одного участка плодородной почвы на другой. В этом случае зёрна естественно могли попасть и на дорогу, и на камни, и в кусты терновника, и в обработанную почву. И всё же любой человек, который имеет хоть какой-то опыт работы на земле, понимает, что, как с зерна, которое не выросло, так и с земли, в которую оно попало, спрос невелик. Если я брошу семена на асфальт и их склюют птицы — будет ли произошедшее виной зёрен или асфальта, или птиц? Нет, ведь всё произошедшее оказывается совершенно естественным.

Смысл притчи не в том, чтобы мы ещё раз услышали очевидные для себя вещи, что на камнях зерну труднее прорасти, чем в возделанной почве, а среди сорняков растение никогда не вырастет таким же, как на прополотой грядке. Это всем, и уже тем более иудеям, которые практически все работали на земле, было хорошо известно. Однако те, кто слышат Христа, понимают, что Он обращает к ним притчу, из которой они должны извлечь духовный смысл, понять её не буквальное, но духовное содержание.

Почему же Христос обращает к людям эту притчу? Чего Он ждёт от них?

Судя по контексту, к этому времени вокруг Него были как те, кто воспринимал Его проповедь легко, так и те, кому она давалась с трудом. Люди не просто не понимали Его, но и явно смущались Его действиями и словами. Казалось бы, непонятность материала — это проблема учителя. Но весть, которую принёс Иисус, была трудна не в интеллектуальном смысле, и её понимание зависело не только от правильности объяснения. В пророческих книгах Бог многократно говорит о том, что основная проблема была в людях, которые не хотели ничего понимать, ведь после этого надо было менять собственную жизнь.

Притча, которую рассказывает Спаситель, никого не обвиняет, но действительно открывает глаза на, казалось бы, очевидные вещи. Если человек не понимает Его слов, проблема может быть в том, что они для него очень неудобны. Например, в его душе есть камень гордости или обидчивости, лени или эгоизма... Он может сколько угодно слушать притчи и даже восхищаться их мудрым содержанием, но толку от этого не будет. И сегодня, услышав слова, сказанные Спасителем, мы не должны удивляться их кажущейся простоте. Лучше попробуем применить их к себе, обратив честный и беспристрастный взор на почву нашей души, чтобы нам сделать её плодородной, чтобы она стала восприимчивой к семенам, а мы принесли Богу достойные плоды.

В сегодняшнем чтении мы слышим известную притчу о сеятеле. В начале осени, когда основная часть урожая давно собрана, особенно очевидно, что он во многом зависит от того, как была обработана земля до того, как нечто будет посеяно. Размышляя над притчей, можно вспомнить, что сеяли в древнем Израиле особенным образом, положив мешок с зерном на спину осла и переходя с ним с одного участка плодородной почвы на другой. В этом случае зёрна естественно могли попасть и на дорогу, и на камни, и в кусты терновника, и в обработанную почву. И всё же любой человек, который имеет хоть какой-то опыт работы на земле, понимает, что, как с зерна, которое не выросло, так и с земли, в которую оно попало, спрос невелик. Если я брошу семена на асфальт и их склюют птицы — будет ли произошедшее виной зёрен или асфальта, или птиц? Нет, ведь всё произошедшее оказывается совершенно естественным.

Смысл притчи не в том, чтобы мы ещё раз услышали очевидные для себя вещи, что на камнях зерну труднее прорасти, чем в возделанной почве, а среди сорняков растение никогда не вырастет таким же, как на прополотой грядке. Это всем, и уже тем более иудеям, которые практически все работали на земле, было хорошо известно. Однако те, кто слышат Христа, понимают, что Он обращает к ним притчу, из которой они должны извлечь духовный смысл, понять её не буквальное, но духовное содержание.

Почему же Христос обращает к людям эту притчу? Чего Он ждёт от них?

Судя по контексту, к этому времени вокруг Него были как те, кто воспринимал Его проповедь легко, так и те, кому она давалась с трудом. Люди не просто не понимали Его, но и явно смущались Его действиями и словами. Казалось бы, непонятность материала — это проблема учителя. Но весть, которую принёс Иисус, была трудна не в интеллектуальном смысле, и её понимание зависело не только от правильности объяснения. В пророческих книгах Бог многократно говорит о том, что основная проблема была в людях, которые не хотели ничего понимать, ведь после этого надо было менять собственную жизнь.

Притча, которую рассказывает Спаситель, никого не обвиняет, но действительно открывает глаза на, казалось бы, очевидные вещи. Если человек не понимает Его слов, проблема может быть в том, что они для него очень неудобны. Например, в его душе есть камень гордости или обидчивости, лени или эгоизма... Он может сколько угодно слушать притчи и даже восхищаться их мудрым содержанием, но толку от этого не будет. И сегодня, услышав слова, сказанные Спасителем, мы не должны удивляться их кажущейся простоте. Лучше попробуем применить их к себе, обратив честный и беспристрастный взор на почву нашей души, чтобы нам сделать её плодородной, чтобы она стала восприимчивой к семенам, а мы принесли Богу достойные плоды.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

This website uses cookies.