Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 19, стихи 16-26

16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;

19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

20 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;

24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим историю о богатом юноше, который подошёл ко Христу с вопросом о жизни вечной. Его интерес не был праздным, и он спрашивал о конкретных шагах, которые надо было совершить, чтобы жить с Богом. Интересно, что если дословно переводить их диалог, он будет несколько отличаться от того, к которому мы привыкли:

— Учитель, что мне сделать благого, чтобы наследовать жизнь вечную? — спрашивает юноша.

— Что ты спрашиваешь меня о благом, когда есть только один Благой! — отвечает Христос.

Смысл, близкий к тому, что мы слышим в синодальном переводе, но в греческом тексте вопрос юноши звучит довольно дерзко. Дело в том, что сегодня, если мы услышим от человека похожий вопрос, он вряд ли вызовет у нас смущение, потому что люди вокруг очень разные, многие из них воспитаны вне живой церковной традиции и поэтому могут искренне не знать, что бы такого доброго сделать, чтобы спастись. Но юноша вырос в иудейской среде. Он не мог не знать, какие поступки считаются благими, и поэтому вопрос его звучал так, как будто бы он сомневался в предыдущей традиции... Как будто бы заповедей, которые дал Сам Бог, было недостаточно.

Отвечая юноше, Спаситель говорит именно об этом. Почему ты спрашиваешь меня о благом? Если хочешь войти в жизнь вечную — соблюди заповеди, которые дал Бог. Причём Он не имеет в виду какие-то сложные заповеди, которые были частью закона и требовали приложения особенных усилий, но упоминает самые простые, соблюдения которых можно было бы ожидать даже от некоторых язычников, не то что от иудеев. Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй... Всё это юноша исполнял с детства. И всё же он не чувствовал в своей душе удовлетворения. Не то чтобы он сомневался в заповедях... Напротив, юноша продолжал их соблюдать. И тем не менее чувствовал, что делает для спасения недостаточно. И вот он подходит ко Христу и спрашивает о жизни вечной, к которой стремится его сердце. Указав ему на заповеди как на путь, который должен быть ему известен, Христос призывает его к совершенству: раздай всё и иди за Мной.

Многими путь, который Иисус Христос называет совершенным, связывается исключительно с монашеством, хотя на самом деле это совершенно неверно. В Нагорной проповеди, которая обращена ко всем, Спаситель призывает всех учеников: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный». И дело не столько в том, чтобы раздать совершенно всё, сколько в том, чтобы правильно относиться к тому, чем обладаешь. Ведь совершенный ученик — это не тот, у которого ничего нет, но тот, кто свободен от всего, что у него есть. Путь заповедей предложен Богом ещё в Ветхом Завете. Христос подтверждает его, но предлагает нам ответить на вопрос: для чего мы их соблюдаем? Лишь для благополучия или же для того, чтобы быть с Богом? Первый ответ по-человечески понятен и многие выбирают этот путь, но только второй может утолить нашу жажду глубины и смысла, ведь предлагает освободиться от рабства того, чем мы обладаем, ради общения с Творцом.

В сегодняшнем чтении мы слышим историю о богатом юноше, который подошёл ко Христу с вопросом о жизни вечной. Его интерес не был праздным, и он спрашивал о конкретных шагах, которые надо было совершить, чтобы жить с Богом. Интересно, что если дословно переводить их диалог, он будет несколько отличаться от того, к которому мы привыкли:

— Учитель, что мне сделать благого, чтобы наследовать жизнь вечную? — спрашивает юноша.

— Что ты спрашиваешь меня о благом, когда есть только один Благой! — отвечает Христос.

Смысл, близкий к тому, что мы слышим в синодальном переводе, но в греческом тексте вопрос юноши звучит довольно дерзко. Дело в том, что сегодня, если мы услышим от человека похожий вопрос, он вряд ли вызовет у нас смущение, потому что люди вокруг очень разные, многие из них воспитаны вне живой церковной традиции и поэтому могут искренне не знать, что бы такого доброго сделать, чтобы спастись. Но юноша вырос в иудейской среде. Он не мог не знать, какие поступки считаются благими, и поэтому вопрос его звучал так, как будто бы он сомневался в предыдущей традиции... Как будто бы заповедей, которые дал Сам Бог, было недостаточно.

Отвечая юноше, Спаситель говорит именно об этом. Почему ты спрашиваешь меня о благом? Если хочешь войти в жизнь вечную — соблюди заповеди, которые дал Бог. Причём Он не имеет в виду какие-то сложные заповеди, которые были частью закона и требовали приложения особенных усилий, но упоминает самые простые, соблюдения которых можно было бы ожидать даже от некоторых язычников, не то что от иудеев. Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй... Всё это юноша исполнял с детства. И всё же он не чувствовал в своей душе удовлетворения. Не то чтобы он сомневался в заповедях... Напротив, юноша продолжал их соблюдать. И тем не менее чувствовал, что делает для спасения недостаточно. И вот он подходит ко Христу и спрашивает о жизни вечной, к которой стремится его сердце. Указав ему на заповеди как на путь, который должен быть ему известен, Христос призывает его к совершенству: раздай всё и иди за Мной.

Многими путь, который Иисус Христос называет совершенным, связывается исключительно с монашеством, хотя на самом деле это совершенно неверно. В Нагорной проповеди, которая обращена ко всем, Спаситель призывает всех учеников: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный». И дело не столько в том, чтобы раздать совершенно всё, сколько в том, чтобы правильно относиться к тому, чем обладаешь. Ведь совершенный ученик — это не тот, у которого ничего нет, но тот, кто свободен от всего, что у него есть. Путь заповедей предложен Богом ещё в Ветхом Завете. Христос подтверждает его, но предлагает нам ответить на вопрос: для чего мы их соблюдаем? Лишь для благополучия или же для того, чтобы быть с Богом? Первый ответ по-человечески понятен и многие выбирают этот путь, но только второй может утолить нашу жажду глубины и смысла, ведь предлагает освободиться от рабства того, чем мы обладаем, ради общения с Творцом.

editor2

Поделиться
Опубликовано
editor2

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Наверное, каждый человек хотя бы…

04.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

This website uses cookies.