Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 19, стихи 3-12

03 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

04 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

05 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,

06 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

07 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

08 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;

09 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,

12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим разговор Христа с фарисеями, в котором Он формулирует учение о браке и разводе. И если в насыщение пяти тысяч несколькими хлебами или в возможность ходить по водам, людям бывает сложно поверить с точки зрения рациональной, то со словами про развод люди не соглашаются потому, что они вступают в конфликт с желаниями их сердца. Люди могут понять пост — ведь и спортсмены ограничивают себя в пище, могут понять молитву, сославшись на какие-нибудь психологические практики самоубеждения, но они практически никогда не бывают готовы понимать брак как место воспитания сердца. Если ты терпишь отсутствие сладостей, чтобы исправить фигуру, — все отнесутся к тебе с пониманием... Как же, хорошая фигура — это так важно для правильного самоощущения. При этом скажи человек кому-нибудь, что он терпит плохой характер супруга для того, чтобы в хорошей форме была его душа, все скажут, что это глупости и терпеть ничего не надо.

Как для иудеев, так и для язычников развод был делом настолько же естественным, что и брак. Люди не сходились характерами, жизненными целями и убеждениями, пробовали пожить, им не нравилось, и они расходились. Конечно, для этого требовалась причина, но найти её было несложно. Каково же было удивление фарисеев, да и апостолов вместе с ними, когда они услышали, что разводиться нельзя. Точнее, что причина возможна только одна — измена супруга.

В среде иудейских учителей были разные школы, более или менее строгие, они разрешали разводы по разным поводам. Однако Спаситель напомнил им, что изначально люди были призваны к неразрывному единству, двоих в одну плоть. Адам и Ева были сотворены как соработники, которые, возделывая рай, должны были возделывать собственные сердца, выстраивая задуманные Богом отношения. Конечно, после грехопадения всё изменилось. Люди позволили себе не только развод, но и откровенный разврат, свидетельствующий о полной деградации человеческих отношений. Ветхозаветный закон оказался ступенью на пути к восстановлению правильных, задуманных Богом отношений мужчины и женщины, но он не был совершенным. Брак — это не место, в котором мы наслаждаемся комфортом просто так, подобрав себе правильного партнера. Люди меняются, и тот, кто радовал своим присутствием, со временем может показаться невыносимым. Для многих людей подобные изменения — повод для развода и поиска новой любви. Но христиане знают, что настоящая любовь создаётся взаимным трудом и верностью.

К сожалению, в наше время, называя себя верующими, многие люди не готовы прикладывать даже минимальных усилий, чтобы жить по заповедям. Собственные слабости они воспринимают как непреодолимые и подчиняются мимолётным увлечениям сердца. И всё же для Бога нет ничего невозможного. В любой момент мы можем отказаться от привычного легкомыслия, чтобы покаяться и устремиться к подлинной любви.

В сегодняшнем чтении мы слышим разговор Христа с фарисеями, в котором Он формулирует учение о браке и разводе. И если в насыщение пяти тысяч несколькими хлебами или в возможность ходить по водам, людям бывает сложно поверить с точки зрения рациональной, то со словами про развод люди не соглашаются потому, что они вступают в конфликт с желаниями их сердца. Люди могут понять пост — ведь и спортсмены ограничивают себя в пище, могут понять молитву, сославшись на какие-нибудь психологические практики самоубеждения, но они практически никогда не бывают готовы понимать брак как место воспитания сердца. Если ты терпишь отсутствие сладостей, чтобы исправить фигуру, — все отнесутся к тебе с пониманием... Как же, хорошая фигура — это так важно для правильного самоощущения. При этом скажи человек кому-нибудь, что он терпит плохой характер супруга для того, чтобы в хорошей форме была его душа, все скажут, что это глупости и терпеть ничего не надо.

Как для иудеев, так и для язычников развод был делом настолько же естественным, что и брак. Люди не сходились характерами, жизненными целями и убеждениями, пробовали пожить, им не нравилось, и они расходились. Конечно, для этого требовалась причина, но найти её было несложно. Каково же было удивление фарисеев, да и апостолов вместе с ними, когда они услышали, что разводиться нельзя. Точнее, что причина возможна только одна — измена супруга.

В среде иудейских учителей были разные школы, более или менее строгие, они разрешали разводы по разным поводам. Однако Спаситель напомнил им, что изначально люди были призваны к неразрывному единству, двоих в одну плоть. Адам и Ева были сотворены как соработники, которые, возделывая рай, должны были возделывать собственные сердца, выстраивая задуманные Богом отношения. Конечно, после грехопадения всё изменилось. Люди позволили себе не только развод, но и откровенный разврат, свидетельствующий о полной деградации человеческих отношений. Ветхозаветный закон оказался ступенью на пути к восстановлению правильных, задуманных Богом отношений мужчины и женщины, но он не был совершенным. Брак — это не место, в котором мы наслаждаемся комфортом просто так, подобрав себе правильного партнера. Люди меняются, и тот, кто радовал своим присутствием, со временем может показаться невыносимым. Для многих людей подобные изменения — повод для развода и поиска новой любви. Но христиане знают, что настоящая любовь создаётся взаимным трудом и верностью.

К сожалению, в наше время, называя себя верующими, многие люди не готовы прикладывать даже минимальных усилий, чтобы жить по заповедям. Собственные слабости они воспринимают как непреодолимые и подчиняются мимолётным увлечениям сердца. И всё же для Бога нет ничего невозможного. В любой момент мы можем отказаться от привычного легкомыслия, чтобы покаяться и устремиться к подлинной любви.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Задумывались ли вы, дорогие друзья, над вопросом — что важнее: наследственность или среда? Чтение из 2-й главы книги Исход,…

30.04.2024

Есть в технических вузах страшная дисциплина — Сопромат. Её полное название — Сопротивление материалов. В рамках этой дисциплины изучается, где…

30.04.2024

Что общего между служением древних еврейских пророков и тем служением, к которому Христос призывает всякого Своего последователя?…

30.04.2024

Недавно мне встретилось очень интересное исследование одного иностранного социолога, который на материале бесед с разными слоями населения…

29.04.2024

«Бог дал, Бог взял», — гласит народная мудрость. Но знали ли вы, что у этих слов библейское происхождение? Убедиться…

29.04.2024

Можно ли познать Бога и как это сделать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й и 2-й глав книги пророка Иезекииля,…

29.04.2024

This website uses cookies.