Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 29-39

29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,

30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;

31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;

32 дополняйте же меру отцов ваших.

33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?

34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;

35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.

36 Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.

37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.

39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим отрывок из грозной речи Спасителя, обращённой к книжникам и фарисеям. Люди, которых многие почитали как учителей нравственности, слышали в свой адрес обвинения в лицемерии, неискренности, жестокости...

Речь, которую произнёс Иисус, современному человеку может показаться мало соответствующей иконописному образу. Он же говорил о том, что кроток и смирен сердцем, а значит должен быть тихим и чуть ли ни робким. Однако надо понимать, что наше поведение и речь во многом зависит от культуры, в рамках которой мы существуем. Экспрессивная и образная речь, которая современным сдержанным людям может показаться чем-то чрезмерным, в то время была вполне нормальным явлением. Да и смирение Христово заключалось не в том, что Он был молчаливым и робким, но в том, что Он знал и исполнял волю Божию о Себе.

И именно в рамках исполнения воли Божией Он обращался к книжникам и фарисеям, стремился сделать их, знатоков и ценителей закона, своими сторонниками, в то же время понимая, что невозможно насильно сделать лицемеров искренними, а безответственных сознательными.

Христос говорит о лицемерии фарисеев, потому что они прекрасно знали в чём суть закона, но внутренне выбирали путь внешней, показной праведности. В их поступках не было ни подлинной любви, ни снисхождения к людям, которых они считали неучами и грешниками. Что могли делать среди простых людей такие записные праведники? Стремиться к внешним почестям, к тому, чтобы председательствовать в собраниях и поучать всех с высоты своего положения. Правда тех, кто поучал их самих, они просто ненавидели. Почитали пророков издалека, но тех, кто обращал к ним пророческую речь, не принимали.

Легко обвинять в неправильном поведении предков, но что они сами сделали для того, чтобы вести себя иначе? Ничего. И именно об этом им говорил Христос. Люди, которые всю жизнь объясняют свои несчастья ссылками на недостойное поведение отцов и ничего не исправляют в собственной жизни, никогда не будут жить достойно. Когда Спаситель говорит, что с них взыщется кровь праведников от Авеля и до настоящего времени, Он не пугает их каким-то особенными карами, но высказывает одну простую мысль: люди, которые вслед за своими отцами продолжают грешить, не могут ждать улучшения жизни... Им остаётся лишь пожинать плоды того, что они выбирают.

Нередко и нам кажется, что кто-то где-то когда-то совершил неправильный выбор, который определил наши сегодняшние проблемы. В этом есть своя часть правды, но мы должны осознать, что прошлого уже не изменить. Из него надо сделать выводы, чтобы стало другим настоящее и будущее. Принимая с благодарностью то доброе, что было сделано жившими до нас и стремясь избежать их ошибок, мы должны осознать, что свободны жить по заповедям уже сегодня.

В сегодняшнем чтении мы слышим отрывок из грозной речи Спасителя, обращённой к книжникам и фарисеям. Люди, которых многие почитали как учителей нравственности, слышали в свой адрес обвинения в лицемерии, неискренности, жестокости...

Речь, которую произнёс Иисус, современному человеку может показаться мало соответствующей иконописному образу. Он же говорил о том, что кроток и смирен сердцем, а значит должен быть тихим и чуть ли ни робким. Однако надо понимать, что наше поведение и речь во многом зависит от культуры, в рамках которой мы существуем. Экспрессивная и образная речь, которая современным сдержанным людям может показаться чем-то чрезмерным, в то время была вполне нормальным явлением. Да и смирение Христово заключалось не в том, что Он был молчаливым и робким, но в том, что Он знал и исполнял волю Божию о Себе.

И именно в рамках исполнения воли Божией Он обращался к книжникам и фарисеям, стремился сделать их, знатоков и ценителей закона, своими сторонниками, в то же время понимая, что невозможно насильно сделать лицемеров искренними, а безответственных сознательными.

Христос говорит о лицемерии фарисеев, потому что они прекрасно знали в чём суть закона, но внутренне выбирали путь внешней, показной праведности. В их поступках не было ни подлинной любви, ни снисхождения к людям, которых они считали неучами и грешниками. Что могли делать среди простых людей такие записные праведники? Стремиться к внешним почестям, к тому, чтобы председательствовать в собраниях и поучать всех с высоты своего положения. Правда тех, кто поучал их самих, они просто ненавидели. Почитали пророков издалека, но тех, кто обращал к ним пророческую речь, не принимали.

Легко обвинять в неправильном поведении предков, но что они сами сделали для того, чтобы вести себя иначе? Ничего. И именно об этом им говорил Христос. Люди, которые всю жизнь объясняют свои несчастья ссылками на недостойное поведение отцов и ничего не исправляют в собственной жизни, никогда не будут жить достойно. Когда Спаситель говорит, что с них взыщется кровь праведников от Авеля и до настоящего времени, Он не пугает их каким-то особенными карами, но высказывает одну простую мысль: люди, которые вслед за своими отцами продолжают грешить, не могут ждать улучшения жизни... Им остаётся лишь пожинать плоды того, что они выбирают.

Нередко и нам кажется, что кто-то где-то когда-то совершил неправильный выбор, который определил наши сегодняшние проблемы. В этом есть своя часть правды, но мы должны осознать, что прошлого уже не изменить. Из него надо сделать выводы, чтобы стало другим настоящее и будущее. Принимая с благодарностью то доброе, что было сделано жившими до нас и стремясь избежать их ошибок, мы должны осознать, что свободны жить по заповедям уже сегодня.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Кротость как добродетель — одна…

05.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Наверное, каждый человек хотя бы…

04.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

This website uses cookies.