Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 20, стихи 17-28

17 И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им:

18 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть;

19 и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет.

20 Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.

21 Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.

22 Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем.

23 И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим.

24 Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев.

25 Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;

26 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;

27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;

28 так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

В сегодняшней истории с ходатайством матери апостолов Иоанна и Иакова замечательно всё. И полная глухота учеников Иисуса к Его словам о том, что Ему предстоит в Иерусалиме. И родительская настойчивость в причинении блага своим детям. И яростная реакция апостолов на неслыханную дерзость. Всё это — наше, родное, обычное человеческое. На фоне этого реакция Иисуса — словно из какого-то другого, параллельного измерения.

Он ведь не сказал: уберите эту странную, что-то бормочущую женщину с Моей дороги, она Мне мешает молиться! И не сказал, услышав, что именно она просит: вы что, совсем стыд и совесть потеряли? Я вам о предстоящем предательстве, страданиях и смерти — а вас только своя карьера волнует? Ничего даже близкого этому мы не услышим из уст Спасителя. Его слова о другом. Хотя это — всё же слова отказа.

Мне хотелось бы отметить несколько принципиально важных моментов в словах Христа, которые нам следовало бы почаще вспоминать, оказываясь в похожих ситуациях острого, катастрофического непонимания окружающими.

Первое — Иисус помогает переформулировать запрос матери. Мы не знаем, что именно она перед этим невнятно говорила — но только после чёткого вопроса Иисуса она смогла ясно изложить свою просьбу. Этот навык — помощи другой стороне чётко артикулировать свои мысли — очень помогает избежать ловушки ложных интерпретаций, в которые мы с лёгкостью попадаем. Причём хорошо будет, если мы сами, своими словами перескажем мысль нашего собеседника так, как мы поняли — проверяя, насколько сказанное и услышанное тождественны. Как много недоразумений можно избежать только благодаря этому!

Второй момент — отсутствие личной обиды и осуждения говорящего. Иисус задаёт встречные вопросы — объясняя, что для выполнения просьбы необходимо соблюдение определённых условий. Едва ли ученики вообще поняли, о чем речь — но ради желанной цели были готовы согласиться на что угодно.

Третье — готовность спокойно и с уважением отказать, без пренебрежения и унижения. Да, просьба глупа, дерзка и несвоевременна. И что? Ничего. Всякое бывает. Просто отказать.

И, наконец, последний, четвертый момент — предотвращение булинга, травли и унижения со стороны свидетелей неприятной сцены. Да, человек сделал глупость. Да, быть может, он даже пал и показал себя с худшей стороны. И что? Если для тебя это повод добавить ещё и от себя пинков и плевков — значит, у другого — беда, а вот у тебя — серьезные проблемы внутри! Падение другого — прекрасный тренажёр в «прокачивании» настоящей, нелицемерной способности любить человека именно тогда, когда он этой любви совсем не заслуживает!

Задумался: а ведь какой могла бы быть наша жизнь — в том числе и в семье, и в коллективе — если бы мы хотя бы немного придерживались этих очень простых Христовых правил?...

В сегодняшней истории с ходатайством матери апостолов Иоанна и Иакова замечательно всё. И полная глухота учеников Иисуса к Его словам о том, что Ему предстоит в Иерусалиме. И родительская настойчивость в причинении блага своим детям. И яростная реакция апостолов на неслыханную дерзость. Всё это — наше, родное, обычное человеческое. На фоне этого реакция Иисуса — словно из какого-то другого, параллельного измерения.

Он ведь не сказал: уберите эту странную, что-то бормочущую женщину с Моей дороги, она Мне мешает молиться! И не сказал, услышав, что именно она просит: вы что, совсем стыд и совесть потеряли? Я вам о предстоящем предательстве, страданиях и смерти — а вас только своя карьера волнует? Ничего даже близкого этому мы не услышим из уст Спасителя. Его слова о другом. Хотя это — всё же слова отказа.

Мне хотелось бы отметить несколько принципиально важных моментов в словах Христа, которые нам следовало бы почаще вспоминать, оказываясь в похожих ситуациях острого, катастрофического непонимания окружающими.

Первое — Иисус помогает переформулировать запрос матери. Мы не знаем, что именно она перед этим невнятно говорила — но только после чёткого вопроса Иисуса она смогла ясно изложить свою просьбу. Этот навык — помощи другой стороне чётко артикулировать свои мысли — очень помогает избежать ловушки ложных интерпретаций, в которые мы с лёгкостью попадаем. Причём хорошо будет, если мы сами, своими словами перескажем мысль нашего собеседника так, как мы поняли — проверяя, насколько сказанное и услышанное тождественны. Как много недоразумений можно избежать только благодаря этому!

Второй момент — отсутствие личной обиды и осуждения говорящего. Иисус задаёт встречные вопросы — объясняя, что для выполнения просьбы необходимо соблюдение определённых условий. Едва ли ученики вообще поняли, о чем речь — но ради желанной цели были готовы согласиться на что угодно.

Третье — готовность спокойно и с уважением отказать, без пренебрежения и унижения. Да, просьба глупа, дерзка и несвоевременна. И что? Ничего. Всякое бывает. Просто отказать.

И, наконец, последний, четвертый момент — предотвращение булинга, травли и унижения со стороны свидетелей неприятной сцены. Да, человек сделал глупость. Да, быть может, он даже пал и показал себя с худшей стороны. И что? Если для тебя это повод добавить ещё и от себя пинков и плевков — значит, у другого — беда, а вот у тебя — серьезные проблемы внутри! Падение другого — прекрасный тренажёр в «прокачивании» настоящей, нелицемерной способности любить человека именно тогда, когда он этой любви совсем не заслуживает!

Задумался: а ведь какой могла бы быть наша жизнь — в том числе и в семье, и в коллективе — если бы мы хотя бы немного придерживались этих очень простых Христовых правил?...

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

This website uses cookies.