01 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
02 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
03 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
04 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
05 и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;
06 а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
07 Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.
08 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;
09 и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.
10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.
19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
21 Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?
22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз.
01 Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною.
02 За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там.
13 Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им.
14 Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.
15 И, возложив на них руки, пошел оттуда.
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.
Главная смысловая линия чтения — противопоставление «принятия» — «соблазнению» или «пренебрежению». В греческом тексте это глаголы «δέχομαι» — принимать, приглашать как гостя, приветствовать, и «σκανδαλίζω» заставить упасть, оскорбить, сбить с дороги. Но в тексте — если понимать именно иудейский, религиозный контекст — есть ещё одна неочевидная ось противопоставлений — «малых сих» — μικροὶ (τοῦτοι) — «толпе» — πολλοί. В раввинистической литературе неоднократно встречается утверждение о том, что «тот, кто ввёл в соблазн многих — то есть большое число людей — недостоин даже покаяния и буквально «за ним закроются врата Геенны, и будет он предан ей на веки веков».
Перед нами — две разных логики. Логика раввинистического иудаизма — рациональная, административная: масштаб негатива определяется его резонансом. Как мы помним, именно в этой логике и был предан распятию Иисус — уж больно широкую огласку получило Его слово, Его поступки, да и вся Его жизнь! А вот если бы Он послушал мудрых духовных лидеров и сидел Себе тихонько, не высовываясь — смотришь, вскоре бы и забыли, ну, может, маленькая секта какая-то образовалась бы из последователей, а таких и без Него — пруд пруди, ничего страшного!
И вот только на этом фоне начинаешь осознавать грандиозность слов Иисуса. Он берёт образ казни, хорошо известный слушателям — от которого кровь стынет в жилах: быть утопленным с жерновом на шее. И применяет его к ситуации, которая, с точки зрения традиционного иудаизма, в общем-то, могла и вовсе не быть критичной: ну подумаешь, кого-то сбили с пути истинного — но кто об этом знает?...
Для Бога «малые сии» — бесконечно значимы. Это мы, человеки, боимся людской толпы — думая, что она сама по себе легко может стать непреодолимой силой. А для Бога нет «толпы» — Он каждого в ней знает по имени. И всю подноготную. И все радости и горести. И все падения и восстания. И всю доблесть и бесчестие. И к каждому без исключения обращён Его отеческий взор. Который вовсе необязательно всегда — нежный и ласкающий. Он может быть и прожигающим насквозь — чтобы вся окалина греха отвалилась!
Помоги же нам, Господи, научиться распознавать в любом человеке, даже самом незначительном, неинтересном и грешном — Твоего избранника!