Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 9-13

09 И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их.

10 И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?

11 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?

12 Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.

13 Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.

Читает и комментирует cвященник Дмитрий Барицкий.

Иудейская религия времён Христа была религией многочисленных правил и запретов. Скрупулёзные предписания регламентировали всю ритуальную жизнь верующего человека. В частности, это касалось заповеди о субботе. Почитание седьмого дня понималась исключительно как запрет на исполнение определённых видов деятельности. Запрещено было готовить еду, участвовать в сельскохозяйственных работах, стирать, заниматься рукоделием, мастерить, рисовать, стричься, зажигать или тушить огонь, охотиться, переносить грузы и т.д. В свою очередь каждый из этих видов деятельности делился на подвиды, те ещё на подвиды, пока не доходило до того, что практически по каждой типичной ситуации, в которой мог оказаться человек в субботний день, не предлагалась какое-то правило поведения.

Подобный формализм неизбежно отражался и на личных отношениях между людьми. Сегодня мы видим яркий тому пример. Человек болен, он страдает, он жаждет милости в виде исцеления, и эту милость можно ему оказать. Однако закон говорит: нельзя. Сегодня суббота. Приходите завтра. Можно подумать, что такими жестокосердными были только фарисеи и другие противники Христа. Совсем нет. Это был общий пафос и норма религиозной жизни еврейского народа. Прекрасно иллюстрирует это вопрос, который задают Спасителю апостолы: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» То есть, апостолы, услышав слова Учителя о необходимости прощения, требуют сразу чёткой инструкции.

И упрёки фарисеев, и вопрос апостолов обнаруживают одну и ту же логику: добродетель должна иметь границы. Ведь если нет никаких ограничений, придётся жить в постоянном ожидании, что кто-то может прийти ко мне со своей просьбой в самый неудобный момент. А коль я хочу всё-таки оставаться благочестивым человеком, мне придётся эту просьбу исполнить, пожертвовать ради этого своим уютом, отказаться от привычного ритма жизни. Одним словом, выйти из зоны комфорта. А если есть чёткое правило, тогда можно быть уверенным, когда надо пойти навстречу, а когда никто не имеет право тебя беспокоить. И самое главное, если откажешь, откажешь по закону и совесть не будет мучать. Именно с такой молчаливой совестью священник и левит прошли мимо человека, которого ограбили и избили разбойники в притче о милосердном самарянине. Они торопились в храм и не могли туда прийти нечистыми, прикоснувшись к умирающему человеку. И совесть их молчала. Ведь они могли сослаться на закон.

Но вот Господь предлагает совершенно иной принцип. Он рушит эти барьеры. Поэтому Он специально исцеляет в субботу. Поэтому же он отвечает апостолам, что прощать необходимо не «до семи раз, но до седмижды семидесяти», то есть, до бесконечного количества раз. Безусловно, это возлагает на человека огромную ответственность, это и есть тот самый крест, о котором Господь так часто говорит, призывая человека идти за Собой. Но это и величайшее доверие, это дар творческой свободной любви, на которую способен лишь сознательный взрослый человек и не способен законопослушный инфантил.

А потому и всякому из нас, кто задает Богу лукавый вопрос: до какой степени мы можем нести бремя другого человека, когда уже нашему терпению можно лопнуть, а нам спокойно заняться самими собой и своими личными делами, Господь отвечает: ровно до той, до какой вы готовы и можете оставаться духовно взрослым человеком. После этой черты вы превращаетесь в духовно незрелых младенцев, которые держатся за инструкции, как ребёнок за мамину юбку. Потому что все вы, коль носите звания христиан, призваны подражать в своей жизни Христу. А на пути Его любви нет никаких границ и формальных ограничений. Его любовь безгранична и простирается даже до глубин ада, куда Он пошёл ради вас и который победил, чтобы каждый, кто верует в Него, смог приобрести такую силу жертвенной любви, которая необходима для того, чтобы стать наследником Царства Небесного.

Иудейская религия времён Христа была религией многочисленных правил и запретов. Скрупулёзные предписания регламентировали всю ритуальную жизнь верующего человека. В частности, это касалось заповеди о субботе. Почитание седьмого дня понималась исключительно как запрет на исполнение определённых видов деятельности. Запрещено было готовить еду, участвовать в сельскохозяйственных работах, стирать, заниматься рукоделием, мастерить, рисовать, стричься, зажигать или тушить огонь, охотиться, переносить грузы и т.д. В свою очередь каждый из этих видов деятельности делился на подвиды, те ещё на подвиды, пока не доходило до того, что практически по каждой типичной ситуации, в которой мог оказаться человек в субботний день, не предлагалась какое-то правило поведения.

Подобный формализм неизбежно отражался и на личных отношениях между людьми. Сегодня мы видим яркий тому пример. Человек болен, он страдает, он жаждет милости в виде исцеления, и эту милость можно ему оказать. Однако закон говорит: нельзя. Сегодня суббота. Приходите завтра. Можно подумать, что такими жестокосердными были только фарисеи и другие противники Христа. Совсем нет. Это был общий пафос и норма религиозной жизни еврейского народа. Прекрасно иллюстрирует это вопрос, который задают Спасителю апостолы: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» То есть, апостолы, услышав слова Учителя о необходимости прощения, требуют сразу чёткой инструкции.

И упрёки фарисеев, и вопрос апостолов обнаруживают одну и ту же логику: добродетель должна иметь границы. Ведь если нет никаких ограничений, придётся жить в постоянном ожидании, что кто-то может прийти ко мне со своей просьбой в самый неудобный момент. А коль я хочу всё-таки оставаться благочестивым человеком, мне придётся эту просьбу исполнить, пожертвовать ради этого своим уютом, отказаться от привычного ритма жизни. Одним словом, выйти из зоны комфорта. А если есть чёткое правило, тогда можно быть уверенным, когда надо пойти навстречу, а когда никто не имеет право тебя беспокоить. И самое главное, если откажешь, откажешь по закону и совесть не будет мучать. Именно с такой молчаливой совестью священник и левит прошли мимо человека, которого ограбили и избили разбойники в притче о милосердном самарянине. Они торопились в храм и не могли туда прийти нечистыми, прикоснувшись к умирающему человеку. И совесть их молчала. Ведь они могли сослаться на закон.

Но вот Господь предлагает совершенно иной принцип. Он рушит эти барьеры. Поэтому Он специально исцеляет в субботу. Поэтому же он отвечает апостолам, что прощать необходимо не «до семи раз, но до седмижды семидесяти», то есть, до бесконечного количества раз. Безусловно, это возлагает на человека огромную ответственность, это и есть тот самый крест, о котором Господь так часто говорит, призывая человека идти за Собой. Но это и величайшее доверие, это дар творческой свободной любви, на которую способен лишь сознательный взрослый человек и не способен законопослушный инфантил.

А потому и всякому из нас, кто задает Богу лукавый вопрос: до какой степени мы можем нести бремя другого человека, когда уже нашему терпению можно лопнуть, а нам спокойно заняться самими собой и своими личными делами, Господь отвечает: ровно до той, до какой вы готовы и можете оставаться духовно взрослым человеком. После этой черты вы превращаетесь в духовно незрелых младенцев, которые держатся за инструкции, как ребёнок за мамину юбку. Потому что все вы, коль носите звания христиан, призваны подражать в своей жизни Христу. А на пути Его любви нет никаких границ и формальных ограничений. Его любовь безгранична и простирается даже до глубин ада, куда Он пошёл ради вас и который победил, чтобы каждый, кто верует в Него, смог приобрести такую силу жертвенной любви, которая необходима для того, чтобы стать наследником Царства Небесного.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

This website uses cookies.