Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 32-36

32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;

33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,

35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

36 И враги человеку - домашние его.

Евангелие от Матфея, Глава 11, стихи 1

01 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Не так давно, чуть менее трёх недель назад, Православная Церковь совершала воспоминание Сошествия Святого Духа на апостолов, это был, среди прочего праздник единства, ведь одно из центральных песнопений этого праздника — кондак — звучит так: «Когда Вышний сошедши смешал языки, то Он тем разделил народы; а когда подал огненные языки, Он призвал всех к единству, и вот мы все единодушно прославляем Всесвятого Духа». И, действительно, самым ярким следствием ниспослания Господом Иисусом Христом от Бога-Отца апостолам Святого Духа стала открывшаяся возможность говорить на иностранных языках, которые апостолы до этого не знали и не понимали, а общий язык — одно из самых главных условий единства. Дар понимания языков — совершенно уникальный дар Древней Церкви, он был необходим как раз для того, о чём было сказано в богослужении праздника Сошествия Святого Духа на апостолов — для того, чтобы через проповедь привести ко Христу как можно больше людей, чтобы всё человечество было едино во Христе, ведь именно об этом молился Спаситель перед Своими Страданиями: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17:21). Собственно, миссия Церкви как раз и состоит в том, чтобы приводить в исполнение эти слова Христовой молитвы.

Но вот что странно: в Евангелии от Матфея мы сегодня услышали совсем иные слова, они кажутся прямо противоположными, ведь Господь сказал, что Он пришёл «разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её», то есть разрушить единство. И, действительно, мы знаем, что именно так зачастую и происходит: исповедание Христа Воскресшего, жизнь по вере способны лишить человека привычного окружения, он может стать изгоем даже в своей собственной семье. А уж если человек со временем принимает священный сан, то общество его в буквальном смысле отторгает: на нас смотрят как на каких-то диких зверушек, которые в силу нелепой случайности оказались на свободе. Примеры такого рода есть в изобилии у любого священнослужителя, для иллюстрации приведу безобидную, но очень показательную историю, которая произошла со мной совсем недавно. Один добрый христианин, зная о моей любви к полётам, пригласил меня покататься на воздушном шаре. Естественно, от такого приглашения я не смог отказаться. Этот полет не был индивидуальным, а потому с нами летели самые разные люди, среди которых была молодая женщина, она, когда увидела меня рядом с корзиной воздушного шара, буквально закричала: «А что здесь делает поп?! Он что, собрался с нами лететь?!». Организаторам полёта пришлось её успокаивать. Нечто подобное с нами происходит чуть ли не каждый день, и мы к этому привыкли. Конечно, происходят не только неприятные истории, есть множество и очень радостных встреч с представителями нецерковного общества. Но все эти истории — лишь свидетельство того, что вера во Христа отделяет людей от общества. Мы становимся чужими для абсолютного большинства людей. И здесь возникает вопрос: а каким же тогда образом проявляется то единство, о котором молился Господь и которое стало реальностью после Сошествия Святого Духа?

Ответ станет ясным и очевидным, если мы вспомним о том, что единство бывает самым разным, что соединять людей может практически что угодно, объединяющим началом могут быть, к примеру, общественные устои, которые, как известно, чаще всего бывают далеки от евангельских повелений Христа. Если же кто-то начинает поступать не так, как то принято в обществе, а так, как того требует Спаситель, то общество отторгает из себя такого человека, но если человек не испугается, если он найдёт в себе силы быть до конца верным Христу, то он через пришествие Святого Духа обретёт иное единство — единство со всей Церковью, со всеми теми людьми — живыми и отошедшими в вечность — которые так же верны Христу, и, что самое важное, такой человек станет единым с Самим Христом Спасителем.

Не так давно, чуть менее трёх недель назад, Православная Церковь совершала воспоминание Сошествия Святого Духа на апостолов, это был, среди прочего праздник единства, ведь одно из центральных песнопений этого праздника — кондак — звучит так: «Когда Вышний сошедши смешал языки, то Он тем разделил народы; а когда подал огненные языки, Он призвал всех к единству, и вот мы все единодушно прославляем Всесвятого Духа». И, действительно, самым ярким следствием ниспослания Господом Иисусом Христом от Бога-Отца апостолам Святого Духа стала открывшаяся возможность говорить на иностранных языках, которые апостолы до этого не знали и не понимали, а общий язык — одно из самых главных условий единства. Дар понимания языков — совершенно уникальный дар Древней Церкви, он был необходим как раз для того, о чём было сказано в богослужении праздника Сошествия Святого Духа на апостолов — для того, чтобы через проповедь привести ко Христу как можно больше людей, чтобы всё человечество было едино во Христе, ведь именно об этом молился Спаситель перед Своими Страданиями: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17:21). Собственно, миссия Церкви как раз и состоит в том, чтобы приводить в исполнение эти слова Христовой молитвы.

Но вот что странно: в Евангелии от Матфея мы сегодня услышали совсем иные слова, они кажутся прямо противоположными, ведь Господь сказал, что Он пришёл «разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её», то есть разрушить единство. И, действительно, мы знаем, что именно так зачастую и происходит: исповедание Христа Воскресшего, жизнь по вере способны лишить человека привычного окружения, он может стать изгоем даже в своей собственной семье. А уж если человек со временем принимает священный сан, то общество его в буквальном смысле отторгает: на нас смотрят как на каких-то диких зверушек, которые в силу нелепой случайности оказались на свободе. Примеры такого рода есть в изобилии у любого священнослужителя, для иллюстрации приведу безобидную, но очень показательную историю, которая произошла со мной совсем недавно. Один добрый христианин, зная о моей любви к полётам, пригласил меня покататься на воздушном шаре. Естественно, от такого приглашения я не смог отказаться. Этот полет не был индивидуальным, а потому с нами летели самые разные люди, среди которых была молодая женщина, она, когда увидела меня рядом с корзиной воздушного шара, буквально закричала: «А что здесь делает поп?! Он что, собрался с нами лететь?!». Организаторам полёта пришлось её успокаивать. Нечто подобное с нами происходит чуть ли не каждый день, и мы к этому привыкли. Конечно, происходят не только неприятные истории, есть множество и очень радостных встреч с представителями нецерковного общества. Но все эти истории — лишь свидетельство того, что вера во Христа отделяет людей от общества. Мы становимся чужими для абсолютного большинства людей. И здесь возникает вопрос: а каким же тогда образом проявляется то единство, о котором молился Господь и которое стало реальностью после Сошествия Святого Духа?

Ответ станет ясным и очевидным, если мы вспомним о том, что единство бывает самым разным, что соединять людей может практически что угодно, объединяющим началом могут быть, к примеру, общественные устои, которые, как известно, чаще всего бывают далеки от евангельских повелений Христа. Если же кто-то начинает поступать не так, как то принято в обществе, а так, как того требует Спаситель, то общество отторгает из себя такого человека, но если человек не испугается, если он найдёт в себе силы быть до конца верным Христу, то он через пришествие Святого Духа обретёт иное единство — единство со всей Церковью, со всеми теми людьми — живыми и отошедшими в вечность — которые так же верны Христу, и, что самое важное, такой человек станет единым с Самим Христом Спасителем.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Наверное, каждый человек хотя бы…

04.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

This website uses cookies.