Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 7, стихи 1-8

01 Не судите, да не судимы будете,

02 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

03 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

04 Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?

05 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

06 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

07 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;

08 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение начинается с наставления Иисуса Христа о том, что мы не должны судить других людей. Слова эти очень известны, и люди любят их вспоминать, когда кто-нибудь указывает им на их грехи. В то же время, когда речь идёт о грехах других, этих слов никто не вспоминает.

На самом деле, если задумаемся над нашими способностями оценивать и судить, мы понимаем, что они являются простой частью нашей разумной природы. Более того, на своем уровне правильность и неправильность поведения может оценить не только человек, но даже животное. Пусть это будет на уровне инстинктов, но всё же это будет своеобразные оценка и суд. При этом, если мы задумаемся над тем, что такое плохой поступок и почему он нам не нравится, мы поймём, что он воспринимается нами как препятствие на пути в какой-то хорошей цели. И как ошибка в рецепте портит блюдо, так греховный поступок портит жизнь. Причём очевидно, что чем серьёзнее ошибка, тем страшнее последствия. Но ведь в таком случае на ошибку как раз и надо указывать! Ведь, если грех ведёт в погибель, о нём надо говорить со всей строгостью, чтобы спасти того, кто его совершает.

Почему же Господь запрещает нам то, к чему мы вполне способны? И что в этом такого уж плохого? Мы же можем оценить плохо сделанную дорогу или некачественно произведённую продукцию? Есть ведь вещи объективные, почему бы о них не говорить?

Естественно, об объективных вещах говорить можно. Только вопрос в том, для чего говорить и способны ли мы к объективности? Всё это верно, но тут возникает сразу три сложности. Мы должны точно знать, что то, что вызывает у нас негодование, является грехом. Если перед нами точно грех, мы должны уметь сказать о нём так, чтобы человек хотел исправиться, а не обиделся в ответ. Наконец, учитывая, что мы не знаем всех обстоятельств, оценка греха не должна стать оценкой человека. Очевидно, что первая сложность носит интеллектуальный характер, вдумчивое изучение заповедей Божиих может помочь нам в её решении. Вторая сложность остаётся для людей практически недоступной, потому что сердце другого оказывается от нас сокрыто. Мы можем видеть явные причины поступков, но ничего не знаем о тайных причинах, которые повлияли на человека, поступившего так, а не иначе. Из второй сложности рождается третья, которая носит аскетический характер и решается человеком с большим трудом.

Во что же обычно превращается наша оценка? Худо-бедно узнав заповеди Божии и по-своему оценив причину греха, мы формируем отрицательное мнение не столько о поступке, сколько о самом человеке и выносим ему приговор. В то же время, сами, совершая те или иные поступки, мы исходим из своих знаний о заповедях, умеем объяснить логику совершённого и по-доброму сокрушаемся, если понимаем, что поступили неправильно. Зная о нашей внутренней предвзятости, Христос предостерегает нас от суда и призывает к работе над собой, ведь только осознав нашу собственную немощь, мы сможем правильно отнестись к немощи ближнего.

Сегодняшнее чтение начинается с наставления Иисуса Христа о том, что мы не должны судить других людей. Слова эти очень известны, и люди любят их вспоминать, когда кто-нибудь указывает им на их грехи. В то же время, когда речь идёт о грехах других, этих слов никто не вспоминает.

На самом деле, если задумаемся над нашими способностями оценивать и судить, мы понимаем, что они являются простой частью нашей разумной природы. Более того, на своем уровне правильность и неправильность поведения может оценить не только человек, но даже животное. Пусть это будет на уровне инстинктов, но всё же это будет своеобразные оценка и суд. При этом, если мы задумаемся над тем, что такое плохой поступок и почему он нам не нравится, мы поймём, что он воспринимается нами как препятствие на пути в какой-то хорошей цели. И как ошибка в рецепте портит блюдо, так греховный поступок портит жизнь. Причём очевидно, что чем серьёзнее ошибка, тем страшнее последствия. Но ведь в таком случае на ошибку как раз и надо указывать! Ведь, если грех ведёт в погибель, о нём надо говорить со всей строгостью, чтобы спасти того, кто его совершает.

Почему же Господь запрещает нам то, к чему мы вполне способны? И что в этом такого уж плохого? Мы же можем оценить плохо сделанную дорогу или некачественно произведённую продукцию? Есть ведь вещи объективные, почему бы о них не говорить?

Естественно, об объективных вещах говорить можно. Только вопрос в том, для чего говорить и способны ли мы к объективности? Всё это верно, но тут возникает сразу три сложности. Мы должны точно знать, что то, что вызывает у нас негодование, является грехом. Если перед нами точно грех, мы должны уметь сказать о нём так, чтобы человек хотел исправиться, а не обиделся в ответ. Наконец, учитывая, что мы не знаем всех обстоятельств, оценка греха не должна стать оценкой человека. Очевидно, что первая сложность носит интеллектуальный характер, вдумчивое изучение заповедей Божиих может помочь нам в её решении. Вторая сложность остаётся для людей практически недоступной, потому что сердце другого оказывается от нас сокрыто. Мы можем видеть явные причины поступков, но ничего не знаем о тайных причинах, которые повлияли на человека, поступившего так, а не иначе. Из второй сложности рождается третья, которая носит аскетический характер и решается человеком с большим трудом.

Во что же обычно превращается наша оценка? Худо-бедно узнав заповеди Божии и по-своему оценив причину греха, мы формируем отрицательное мнение не столько о поступке, сколько о самом человеке и выносим ему приговор. В то же время, сами, совершая те или иные поступки, мы исходим из своих знаний о заповедях, умеем объяснить логику совершённого и по-доброму сокрушаемся, если понимаем, что поступили неправильно. Зная о нашей внутренней предвзятости, Христос предостерегает нас от суда и призывает к работе над собой, ведь только осознав нашу собственную немощь, мы сможем правильно отнестись к немощи ближнего.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Сегодня многие размышляют над решением одной острейшей проблемы нашего общества — а именно демографическим кризисом. Чтение из 1-й главы…

28.04.2024

Похвала устная или материальная воспринимается нами как что-то естественное и логичное, когда мы поступаем правильно. И, наоборот,…

28.04.2024

К чему необходимо быть готовым тому, кто желает быть учеником Христа? Ответ на этот вопрос находим в отрывке…

28.04.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Порой размышляя о том, что происходит вокруг…

27.04.2024

Лазарева суббота — один из самых скромных церковных праздников. Большинство прихожан стараются, в первую очередь, посетить богослужение следующего…

26.04.2024

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. Интернет полон ответов на вопрос о том, как найти жену. Есть…

25.04.2024

This website uses cookies.