Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Иоанна, Глава 12, стихи 36-47

36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

37 Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него,

38 да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?

39 Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия,

40 народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

41 Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.

42 Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги,

43 ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.

44 Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.

45 И видящий Меня видит Пославшего Меня.

46 Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.

47 И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В Евангелии, особенно в Евангелии от Иоанна, довольно часто говорится о суде, причём говорится о нём, как кажется, прямо противоположное. К примеру, только мы услышали такие слова: «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришёл не судить мир, но спасти мир». А ранее, в 5-й главе Евангелия от Иоанна Господь Иисус Христос сказал: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 5:22). Есть в той же самой 5-й главе и такие слова Спасителя о Себе Самом: «И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин. 5:27). Получается, что Христос одновременно говорит о том, что Бог-Отец дал Ему власть вершить суд над человечеством, и о том, что Спаситель воплотился не для того, чтобы судить мир. Оба этих высказывания можно изъять из евангельского контекста и, в зависимости от той цели, которую мы преследуем, в равной степени достоверно сказать о том, что Христос судит мир и о том, что Он его не судит. А так, как суд отдан Богом-Отцом Сыну, значит, то же самое можно сказать и о суде Божием над человечеством: он есть и вместе с этим его нет. Получается какая-то нелепица. Но, конечно, это только на первый взгляд.

Когда мы читаем книги Священного Писания, нам стоит помнить, что их авторы, в том числе и Сам Господь Иисус Христос, переживали течение времени совсем не так, как его переживаем мы. Поэтому в словах Писания очень часто переплетаются времена, то есть наряду с прошлым, настоящим и будущим в Писании речь идёт и о вечности, той вечности, которая представляет собой отсутствие времени, или, иначе, отсутствие изменений. Зачастую довольно непросто в повествовании отделить одно время от другого, но ради нас постарались жившее прежде нас святые толкователи Священного Писания. К примеру, блаженный Августин, которого тоже очень удивляли слова о суде, разделил их по времени. В частности, фразу о том, что Господь «пришёл не судить мир, но спасти мир» святой отнёс к настоящему времени, тому, в котором жил он сам, и в котором живём мы, а фраза об отданном Богом-Отцом Сыну суде над миром, по мысли блаженного Августина, относится к вечности, которая наступит после Второго Христова Пришествия.

Сейчас — время божественного милосердия, время долготерпения и милости. Бог призывает, увещевает, прощает, и никого не наказывает. То, что нами иногда воспринимается как наказание, либо является неизбежным следствием наших собственных оплошностей, либо имеет воспитательное значение. Своими словами Господь Иисус Христос призывает нас об этом помнить, и воспринимать окружающую нас реальность через призму милосердия Божия, более того, Он призывает нас самих быть проводниками Его милосердия. Дай Бог, чтобы у нас для этого хватало веры, мужества и силы!

В Евангелии, особенно в Евангелии от Иоанна, довольно часто говорится о суде, причём говорится о нём, как кажется, прямо противоположное. К примеру, только мы услышали такие слова: «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришёл не судить мир, но спасти мир». А ранее, в 5-й главе Евангелия от Иоанна Господь Иисус Христос сказал: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 5:22). Есть в той же самой 5-й главе и такие слова Спасителя о Себе Самом: «И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин. 5:27). Получается, что Христос одновременно говорит о том, что Бог-Отец дал Ему власть вершить суд над человечеством, и о том, что Спаситель воплотился не для того, чтобы судить мир. Оба этих высказывания можно изъять из евангельского контекста и, в зависимости от той цели, которую мы преследуем, в равной степени достоверно сказать о том, что Христос судит мир и о том, что Он его не судит. А так, как суд отдан Богом-Отцом Сыну, значит, то же самое можно сказать и о суде Божием над человечеством: он есть и вместе с этим его нет. Получается какая-то нелепица. Но, конечно, это только на первый взгляд.

Когда мы читаем книги Священного Писания, нам стоит помнить, что их авторы, в том числе и Сам Господь Иисус Христос, переживали течение времени совсем не так, как его переживаем мы. Поэтому в словах Писания очень часто переплетаются времена, то есть наряду с прошлым, настоящим и будущим в Писании речь идёт и о вечности, той вечности, которая представляет собой отсутствие времени, или, иначе, отсутствие изменений. Зачастую довольно непросто в повествовании отделить одно время от другого, но ради нас постарались жившее прежде нас святые толкователи Священного Писания. К примеру, блаженный Августин, которого тоже очень удивляли слова о суде, разделил их по времени. В частности, фразу о том, что Господь «пришёл не судить мир, но спасти мир» святой отнёс к настоящему времени, тому, в котором жил он сам, и в котором живём мы, а фраза об отданном Богом-Отцом Сыну суде над миром, по мысли блаженного Августина, относится к вечности, которая наступит после Второго Христова Пришествия.

Сейчас — время божественного милосердия, время долготерпения и милости. Бог призывает, увещевает, прощает, и никого не наказывает. То, что нами иногда воспринимается как наказание, либо является неизбежным следствием наших собственных оплошностей, либо имеет воспитательное значение. Своими словами Господь Иисус Христос призывает нас об этом помнить, и воспринимать окружающую нас реальность через призму милосердия Божия, более того, Он призывает нас самих быть проводниками Его милосердия. Дай Бог, чтобы у нас для этого хватало веры, мужества и силы!

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

Как научиться переживать сложные, тяжкие моменты своей жизни? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 50-й главы книги…

01.05.2024

This website uses cookies.