Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Иоанна, Глава 10, стихи 27-38

27 Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.

28 И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.

29 Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.

30 Я и Отец - одно.

31 Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.

32 Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?

33 Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.

34 Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?

35 Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание,-

36 Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?

37 Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне;

38 а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Довольно значительный объём текста Евангелия занимает описание конфликта между иудеями и Христом Спасителем. Причина, по которой иудеи шли на этот конфликт, лучше всего выражена в этом евангельском отрывке: они воспринимали слова Христа как богохульство, а потому не могли не возмущаться. Вообще, конечно, такая реакция вполне естественна для любого верующего человека. Но Христос предлагает им иную мыслительную парадигму, которая является универсальной для всех тех случаев, когда необходимо вынести решение о ком бы то ни было: Он предлагает слова оценивать через дела. Смотреть на дела, а потом уже слушать слова, памятуя о совершённых делах: «Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нём» (Ин. 10:38).

Слова, как мы прекрасно понимаем, могут быть какими угодно. Они могут быть сколь угодно возвышенными, могут быть добрыми, могут быть злыми и уничижительными, они могут быть бессмысленными, могут быть ошибочными, и могут быть заведомо ложными. Ориентироваться лишь на слова недопустимо, это известно каждому, а потому мы очень резко реагируем тогда, когда кто-то занимается лингвистическим анализом наших речей без учёта их конечного смысла и цели, а, также, не принимая во внимание наши дела. Однако именно так поступали желающие побить Христа камнями иудеи: они отказывались видеть дела и понимать смысл слов Спасителя. А Господь в ответ призывает их сосредоточиться на рассмотрении Его дел: на исцелении слепого от рождения человека, на насыщении в пустыни пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, на бесчисленном множестве других удивительных знамений, свидетелями которых были его оппоненты. Эту мысль Спаситель адресует и всем другим людям: Он всех нас призывает в первую очередь обращать внимание не на Его слова, а на Его дела, слова же прочитывать через знание Его дел. Такой подход к Евангелию поможет осознать главное: даже те повеления Христа, которые нам кажутся странными и трудноисполнимыми, чрезвычайно важны и значимы, ведь их произнёс никто иной, как Воплощённый Бог, следовательно, это самые значимые из всех возможных слов, а потому их нельзя оставлять без пристального внимания и не находиться в послушании у их Автора.

Довольно значительный объём текста Евангелия занимает описание конфликта между иудеями и Христом Спасителем. Причина, по которой иудеи шли на этот конфликт, лучше всего выражена в этом евангельском отрывке: они воспринимали слова Христа как богохульство, а потому не могли не возмущаться. Вообще, конечно, такая реакция вполне естественна для любого верующего человека. Но Христос предлагает им иную мыслительную парадигму, которая является универсальной для всех тех случаев, когда необходимо вынести решение о ком бы то ни было: Он предлагает слова оценивать через дела. Смотреть на дела, а потом уже слушать слова, памятуя о совершённых делах: «Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нём» (Ин. 10:38).

Слова, как мы прекрасно понимаем, могут быть какими угодно. Они могут быть сколь угодно возвышенными, могут быть добрыми, могут быть злыми и уничижительными, они могут быть бессмысленными, могут быть ошибочными, и могут быть заведомо ложными. Ориентироваться лишь на слова недопустимо, это известно каждому, а потому мы очень резко реагируем тогда, когда кто-то занимается лингвистическим анализом наших речей без учёта их конечного смысла и цели, а, также, не принимая во внимание наши дела. Однако именно так поступали желающие побить Христа камнями иудеи: они отказывались видеть дела и понимать смысл слов Спасителя. А Господь в ответ призывает их сосредоточиться на рассмотрении Его дел: на исцелении слепого от рождения человека, на насыщении в пустыни пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, на бесчисленном множестве других удивительных знамений, свидетелями которых были его оппоненты. Эту мысль Спаситель адресует и всем другим людям: Он всех нас призывает в первую очередь обращать внимание не на Его слова, а на Его дела, слова же прочитывать через знание Его дел. Такой подход к Евангелию поможет осознать главное: даже те повеления Христа, которые нам кажутся странными и трудноисполнимыми, чрезвычайно важны и значимы, ведь их произнёс никто иной, как Воплощённый Бог, следовательно, это самые значимые из всех возможных слов, а потому их нельзя оставлять без пристального внимания и не находиться в послушании у их Автора.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Наверное, каждый человек хотя бы…

04.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

This website uses cookies.