Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Книга Притчей Соломоновых, Глава 14, стихи 27-35

27 Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти.

28 Во множестве народа - величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.

29 У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.

30 Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей.

31 Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.

32 За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.

33 Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе.

34 Праведность возвышает народ, а беззаконие - бесчестие народов.

35 Благоволение царя - к рабу разумному, а гнев его - против того, кто позорит его.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 15, стихи 1-4

01 [Гнев губит и разумных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.

02 Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.

03 На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.

04 Кроткий язык - древо жизни, но необузданный - сокрушение духа.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Как же прекрасно звучат эти афоризмы книги Притч на церковнославянском языке! Вы только послушайте и сравните: вот 29-й стих на русском: «У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость». А теперь — внимание! — то же самое на славянском: «Долготерпелив муж мног в разуме: малодушный же крепко безумен». В греческом переводе — ещё интереснее: здесь долготерпеливый — μακρόθυμος — буквально «далеко отстоящий от гнева», а малодушный — ὀλιγόψυχος — буквально, «мелкодушный».

Заметим, что перед нами очень интересное противопоставление разных величин — точнее, глубин: у терпеливого внутри — огромная глубина, а у раздражительного — всё поверхностно, всё мелко. Но отчего это зависит?

Что делает человека «долготерпеливым» — точнее, «трудновоспламеняемым» гневом? Заметим, именно это качество личности даёт «много разума» — в отличие от кажущегося «крепким» безумия раздражительного!

Тот, кто бывал в походах, знает, как непросто разжечь толстое бревно. Даже если есть всё необходимое — сколько бы ты ни пытался поджечь его спичками или зажигалкой — ничего не получится. Потлеет немного — и опять все труды напрасны! Но если хорошенько облить его жидкостью для розжига, да ещё несколько минут подождать — оно вспыхнет от малейшей искры и потушить его будет очень непросто!

Что же в нашей душе является этой «жидкостью», которая если появляется и пропитывает сердце, оно, как говорят, «заводится с полоборота» на гнев и раздражение? Мне кажется, это глубоко потаённая обида — в которой зачастую человек и самому себе не готов признаться — но когда она есть, достаточно малого повода, чтобы костёр ярости вспыхнул ярким пламенем.

Как правило, обида — это претензия, оставшаяся неудовлетворённой. Она может быть обращена куда угодно: к близким, к дальним, к самому себе, к Богу. Это тот самый «камень за пазухой», который не только отягощает жизнь, но и в действительности оказывается сочащейся бутылью с жидкостью для розжига нашего гнева, постепенно насыщающей душу.

И что же делать? Как противостоять этой ползучей экспансии раздражения, пока не охватил душу пожирающий костер страсти гнева? Вернёмся снова к образу бревна. Когда никакая жидкость для розжига не поможет? Если бревно будет достаточно насыщено влагой. Свежесрубленное дерево поджечь практически невозможно: соки, оставшиеся в нём, надежно предохраняют от возгорания. Значит, прежде чем начать подпитывать душу гневом, она должна освободиться от какого-то естественного для неё «сока», которым обычно пропитана. И что же это за «сок»?

Когда мы ощущаем в душе глубокую благодарность, мы не может не быть великодушными — в противоположность мелкодушию, которое любит за всё цепляться. Но эта благодарность — тот самый спасительный «сок» от гнева — рождается в сердце тогда, когда присутствие любви Божией в нашей жизни мы ощущаем не на уровне концепций и теорий, а всем своим естеством. Прикоснулся хоть немного к такой любви — и никакие внешние «поджигатели» тебе уже не страшны! Как бы они ни старались подпалить — а всё зазря!

Вот почему именно сейчас, Великим постом, мы должны научиться насыщать душу молитвой и благодарением — чтобы когда придёт Пасха, душа была надёжно защищена от любого действия разрушительного гнева!

Как же прекрасно звучат эти афоризмы книги Притч на церковнославянском языке! Вы только послушайте и сравните: вот 29-й стих на русском: «У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость». А теперь — внимание! — то же самое на славянском: «Долготерпелив муж мног в разуме: малодушный же крепко безумен». В греческом переводе — ещё интереснее: здесь долготерпеливый — μακρόθυμος — буквально «далеко отстоящий от гнева», а малодушный — ὀλιγόψυχος — буквально, «мелкодушный».

Заметим, что перед нами очень интересное противопоставление разных величин — точнее, глубин: у терпеливого внутри — огромная глубина, а у раздражительного — всё поверхностно, всё мелко. Но отчего это зависит?

Что делает человека «долготерпеливым» — точнее, «трудновоспламеняемым» гневом? Заметим, именно это качество личности даёт «много разума» — в отличие от кажущегося «крепким» безумия раздражительного!

Тот, кто бывал в походах, знает, как непросто разжечь толстое бревно. Даже если есть всё необходимое — сколько бы ты ни пытался поджечь его спичками или зажигалкой — ничего не получится. Потлеет немного — и опять все труды напрасны! Но если хорошенько облить его жидкостью для розжига, да ещё несколько минут подождать — оно вспыхнет от малейшей искры и потушить его будет очень непросто!

Что же в нашей душе является этой «жидкостью», которая если появляется и пропитывает сердце, оно, как говорят, «заводится с полоборота» на гнев и раздражение? Мне кажется, это глубоко потаённая обида — в которой зачастую человек и самому себе не готов признаться — но когда она есть, достаточно малого повода, чтобы костёр ярости вспыхнул ярким пламенем.

Как правило, обида — это претензия, оставшаяся неудовлетворённой. Она может быть обращена куда угодно: к близким, к дальним, к самому себе, к Богу. Это тот самый «камень за пазухой», который не только отягощает жизнь, но и в действительности оказывается сочащейся бутылью с жидкостью для розжига нашего гнева, постепенно насыщающей душу.

И что же делать? Как противостоять этой ползучей экспансии раздражения, пока не охватил душу пожирающий костер страсти гнева? Вернёмся снова к образу бревна. Когда никакая жидкость для розжига не поможет? Если бревно будет достаточно насыщено влагой. Свежесрубленное дерево поджечь практически невозможно: соки, оставшиеся в нём, надежно предохраняют от возгорания. Значит, прежде чем начать подпитывать душу гневом, она должна освободиться от какого-то естественного для неё «сока», которым обычно пропитана. И что же это за «сок»?

Когда мы ощущаем в душе глубокую благодарность, мы не может не быть великодушными — в противоположность мелкодушию, которое любит за всё цепляться. Но эта благодарность — тот самый спасительный «сок» от гнева — рождается в сердце тогда, когда присутствие любви Божией в нашей жизни мы ощущаем не на уровне концепций и теорий, а всем своим естеством. Прикоснулся хоть немного к такой любви — и никакие внешние «поджигатели» тебе уже не страшны! Как бы они ни старались подпалить — а всё зазря!

Вот почему именно сейчас, Великим постом, мы должны научиться насыщать душу молитвой и благодарением — чтобы когда придёт Пасха, душа была надёжно защищена от любого действия разрушительного гнева!

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

This website uses cookies.