Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Книга Притчей Соломоновых, Глава 1, стихи 1-20

01 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского,

02 чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума;

03 усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты;

04 простым дать смышленость, юноше - знание и рассудительность;

05 послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы;

06 чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.

07 Начало мудрости - страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу - начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление.

08 Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей,

09 потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.

10 Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся;

11 если будут говорить: "иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины,

12 живых проглотим их, как преисподняя, и - целых, как нисходящих в могилу;

13 наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею;

14 жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас",-

15 сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их,

16 потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.

17 В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть,

18 а делают засаду для их крови и подстерегают их души.

19 Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.

20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой,

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Существует очень известный богословский термин — синергия. Под синергией понимается соработничество Бога и человека в деле спасения. С одной стороны, человек не может достигнуть спасения лишь своими собственными усилиями, с другой — Бог не нарушает свободу воли и не спасает нас без нас. Если следовать тексту книги Притчей, то синергия действует не только в отношении спасения, но и в отношении обретения мудрости, которую можно назвать одним из путей достижения конечной цели — вечной блаженной жизни. Если, конечно, удастся обретённую мудрость пронести до конца и не изменить ей под воздействием каких-либо обстоятельств.

Книга Притчей в качестве аксиомы утверждает, что «начало мудрости — страх Господень». Может показаться, что страх Божий имеет отношение к собственным усилиям человека, в первую очередь, к его интеллектуальным усилиям. Но это ошибочное представление, ведь в книге пророка Исайи есть такие слова: «И произойдёт отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастёт от корня его; и почиет на Нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ве́дения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (Ис. 11:1–2). Если следовать словам пророка Исайи, то получается, что страх Господень — это один из даров Святого Духа, наряду с премудростью, с разумом, ведением, благочестием и другими дарами, которые упоминает пророк. Получается, что страх Господень напрямую связан с воздействием Святого Духа, а не с какими бы то ни было человеческими усилиями. И, конечно же, это не страх в смысле боязни, страх Божий — это всегдашнее ощущение близости Творца, жизнь в свете Его Лица.

Далее книга Притчей начинает говорить о том, что человек должен сделать для достижения мудрости и, следовательно, для получения даров Святого Духа, составной частью которых является страх Господень. Делание это состоит в соблюдении базового нравственного закона. Он всем известен, но далеко не всегда бывает очевидным, как поступать в конкретной жизненной ситуации. Для начала Соломон предостерегает от пролития крови, при этом он делает особый акцент на убийстве ради наживы. Тот, кто идёт по этому пути, не только делает зло человеку, он в первую очередь губит себя самого, то, что он замыслил против другого, неизбежно обернётся против него. Далее книга Притчей продолжит раскрытие своей мысли с использованием других примеров, но уже сейчас можно сделать самый важный вывод: мудрость недостижима без прочного нравственного фундамента, которым является исполнение десяти заповедей Моисея.

Существует очень известный богословский термин — синергия. Под синергией понимается соработничество Бога и человека в деле спасения. С одной стороны, человек не может достигнуть спасения лишь своими собственными усилиями, с другой — Бог не нарушает свободу воли и не спасает нас без нас. Если следовать тексту книги Притчей, то синергия действует не только в отношении спасения, но и в отношении обретения мудрости, которую можно назвать одним из путей достижения конечной цели — вечной блаженной жизни. Если, конечно, удастся обретённую мудрость пронести до конца и не изменить ей под воздействием каких-либо обстоятельств.

Книга Притчей в качестве аксиомы утверждает, что «начало мудрости — страх Господень». Может показаться, что страх Божий имеет отношение к собственным усилиям человека, в первую очередь, к его интеллектуальным усилиям. Но это ошибочное представление, ведь в книге пророка Исайи есть такие слова: «И произойдёт отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастёт от корня его; и почиет на Нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ве́дения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (Ис. 11:1–2). Если следовать словам пророка Исайи, то получается, что страх Господень — это один из даров Святого Духа, наряду с премудростью, с разумом, ведением, благочестием и другими дарами, которые упоминает пророк. Получается, что страх Господень напрямую связан с воздействием Святого Духа, а не с какими бы то ни было человеческими усилиями. И, конечно же, это не страх в смысле боязни, страх Божий — это всегдашнее ощущение близости Творца, жизнь в свете Его Лица.

Далее книга Притчей начинает говорить о том, что человек должен сделать для достижения мудрости и, следовательно, для получения даров Святого Духа, составной частью которых является страх Господень. Делание это состоит в соблюдении базового нравственного закона. Он всем известен, но далеко не всегда бывает очевидным, как поступать в конкретной жизненной ситуации. Для начала Соломон предостерегает от пролития крови, при этом он делает особый акцент на убийстве ради наживы. Тот, кто идёт по этому пути, не только делает зло человеку, он в первую очередь губит себя самого, то, что он замыслил против другого, неизбежно обернётся против него. Далее книга Притчей продолжит раскрытие своей мысли с использованием других примеров, но уже сейчас можно сделать самый важный вывод: мудрость недостижима без прочного нравственного фундамента, которым является исполнение десяти заповедей Моисея.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

Как научиться переживать сложные, тяжкие моменты своей жизни? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 50-й главы книги…

01.05.2024

This website uses cookies.