Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Марка, Глава 13, стихи 1-8

01 И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!

02 Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне.

03 И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей:

04 скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться?

05 Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,

06 ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.

07 Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть,- но это еще не конец.

08 Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это - начало болезней.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Один из ключевых разделов богословия носит название «эсхатология». Эсхатология — это учение религиозной традиции о последних временах. Подобные представления есть в любом вероучении. Были они и у древних евреев. По их мнению, вся история мира устремлена к одному важному событию, которое они называли День Господень. Что это за день? Иудеи всегда считали себя народом, который избрал Бог. И в Библии мы находим тому массу свидетельств. Творец порождает Израиль от бесплодного старца Авраама, выводит из Египетского плена, дарит Землю Обетованную, посылает к ним пророков, дает великих царей, спасает Своих людей среди различных невзгод. Евреи были уверены в том, что, благодаря этому божественному вмешательству, однажды они займут на исторической арене то место, которого они достойны по праву своего происхождения. В тот момент Бог непосредственно вмешается в человеческую историю и окончательно наведет в ней порядок. Вот этот период времени в иудейском богословии и назывался День Господень. Также считалось, что перед наступлением этого дня на мир обрушатся катаклизмы. Это будет период ужаса и страданий. Вселенная будет потрясена до своих оснований. Вот как об этом пишет один из древних пророков: «Наступит день Господень, ... День тьмы и мрака, день облачный и туманный... И покажу знамения на небе и на земле; кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится в тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный». Поэтому нередко этот день называют еще днём всемирного суда, когда каждый получит по своим заслугам. Именно эти образы возникают в сознании апостолов, когда Господь пророчествует им о разрушении величественного Иерусалимского храма.

Эта важная богословская идея живет и в христианской традиции. Мы также верим в то, что человеческая история закончится трагически. В последние времена, говорит Евангелие, оскудеет любовь. Мир погрузится в хаос. Со всей отчетливостью эти мрачные предчувствия сконцентрированы в образе антихриста. Человека, который будет воплощением всего нечистого и скверного и который будет править миром. Казалось бы, какие пессимистические настроения. Однако как иудейская религия, так и христианство отказываются ставить на этом точку. Как Ветхий, так и Новый Заветы утверждают, что после этих событий, наконец, наступит эпоха нового, благословенного мира. Именно об этом сегодня и говорит Христос. Он призывает своих слушателей не бояться, потому что всё это лишь «начало болезней». В подлиннике стоит более точное выражение: это «начало родовых мук». Те бедствия и страдания, которые будет вынуждено пережить человечество, подобны терзаниям рожающей женщины. Оказывается, все наши скорби — всего лишь родовые схватки и потуги, которым надлежит быть, но которые предваряют нечто великое и прекрасное. Как женщина в боли и страдании рожает ребенка, а потом испытывает радость материнства, так и человечество в муках и тоске по своему Творцу рожает новый мир, чтобы после испытать радость полноты Богообщения.

Один из ключевых разделов богословия носит название «эсхатология». Эсхатология — это учение религиозной традиции о последних временах. Подобные представления есть в любом вероучении. Были они и у древних евреев. По их мнению, вся история мира устремлена к одному важному событию, которое они называли День Господень. Что это за день? Иудеи всегда считали себя народом, который избрал Бог. И в Библии мы находим тому массу свидетельств. Творец порождает Израиль от бесплодного старца Авраама, выводит из Египетского плена, дарит Землю Обетованную, посылает к ним пророков, дает великих царей, спасает Своих людей среди различных невзгод. Евреи были уверены в том, что, благодаря этому божественному вмешательству, однажды они займут на исторической арене то место, которого они достойны по праву своего происхождения. В тот момент Бог непосредственно вмешается в человеческую историю и окончательно наведет в ней порядок. Вот этот период времени в иудейском богословии и назывался День Господень. Также считалось, что перед наступлением этого дня на мир обрушатся катаклизмы. Это будет период ужаса и страданий. Вселенная будет потрясена до своих оснований. Вот как об этом пишет один из древних пророков: «Наступит день Господень, ... День тьмы и мрака, день облачный и туманный... И покажу знамения на небе и на земле; кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится в тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный». Поэтому нередко этот день называют еще днём всемирного суда, когда каждый получит по своим заслугам. Именно эти образы возникают в сознании апостолов, когда Господь пророчествует им о разрушении величественного Иерусалимского храма.

Эта важная богословская идея живет и в христианской традиции. Мы также верим в то, что человеческая история закончится трагически. В последние времена, говорит Евангелие, оскудеет любовь. Мир погрузится в хаос. Со всей отчетливостью эти мрачные предчувствия сконцентрированы в образе антихриста. Человека, который будет воплощением всего нечистого и скверного и который будет править миром. Казалось бы, какие пессимистические настроения. Однако как иудейская религия, так и христианство отказываются ставить на этом точку. Как Ветхий, так и Новый Заветы утверждают, что после этих событий, наконец, наступит эпоха нового, благословенного мира. Именно об этом сегодня и говорит Христос. Он призывает своих слушателей не бояться, потому что всё это лишь «начало болезней». В подлиннике стоит более точное выражение: это «начало родовых мук». Те бедствия и страдания, которые будет вынуждено пережить человечество, подобны терзаниям рожающей женщины. Оказывается, все наши скорби — всего лишь родовые схватки и потуги, которым надлежит быть, но которые предваряют нечто великое и прекрасное. Как женщина в боли и страдании рожает ребенка, а потом испытывает радость материнства, так и человечество в муках и тоске по своему Творцу рожает новый мир, чтобы после испытать радость полноты Богообщения.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Наверное, каждый человек хотя бы…

04.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

This website uses cookies.