Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 14, стихи 12-15

12 Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.

13 Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых,

14 и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.

15 Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Роман-антиутопия Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» рассказывает нам о страшной реальности возможного будущего, где люди окончательно подчинили себя слепому материализму, живут в плену у низменных инстинктов и глушат все переживания при помощи особого препарата «сомы». Общество, о котором повествует Хаксли, внутри себя неоднородно. Кто-то из персонажей, благодаря генетике наделен высшими физическими и ментальными способностями. А кто-то, будучи отравлен специальными веществами на стадии эмбриона, оказывается способен только на выполнение самых простых обязанностей — чтобы обслуживать нужды сограждан первого класса.

Увечные обитатели «Дивного нового мира» Хаксли не имеют права посещать некоторые места, ведь они предназначены исключительно для полноценных граждан. Параллелей между повествованием американского литератора и реальной историей можно провести достаточно. Тут можно вспомнить и гитлеровскую Германию, и США первой половины 20-го века и, к сожалению, Российскую империю с имевшейся в ней чертой оседлости.

«Но какое отношение всё выше сказанное имеет к сегодняшнему евангельскому чтению?» — спросите вы. Прямое, надо сказать. Оказавшись на обеде у одного из начальников синагоги, Христос адресует хозяину дома следующие слова: «когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь». Произнеся эту фразу, Спаситель вступает в конфликт с нравами Своей эпохи. Дело в том, что в результате превратного толкования правил закона Моисея различного рода калеки перестали допускаться на территорию Иерусалимского храма. Они считались недостойными пребывания в богослужебном собрании.

В изначальном виде религиозные правила древнего Израиля требовали физического совершенства исключительно от священников и левитов. Но затем начала работать следующая логика — если какой-либо иудей утратил здоровье, потерял руку или ногу, или родился увечным, значит — его наказал Бог за какой-то грех. А потому любой физический порок стал рассматриваться как доказательство нравственной убогости. Так калекам, хромым, увечным доступ на храмовую территорию оказался закрыт.

Господь Иисус указывает на недопустимость подобного обычая. Он требует от иудейских законников, собравшихся за столом у начальника синагоги, прекратить оправдывать свою жестокость якобы религиозными причинами. Спаситель призывает современников оставить тщетные отговорки и обратить силы не на исполнение человеческих предписаний, а на соблюдение Божественной заповеди о любви к людям — вне зависимости от их физического состояния.

Что ни говори, указывать на огрехи давно умерших фарисеев — дело привычное и местами приятное. Но давайте посмотрим на себя самих. Как часто мы, идя по улице и видя нищего или калеку, про себя думаем: «Вот стоит, просит. Сам ведь виноват, что в такой ситуации оказался. Пьяница и бездельник. А еще, скорее всего, жулик. Обойдется. Ничего подавать не буду». Никто не спорит, что разного рода обманщиков и профессиональных нищих на свете хватает. Но это обстоятельство не может быть оправданием для жестокосердия.

Раннехристианский источник «Дидахе или Учение двенадцати апостолов» дает нам такой совет: «Милостыня да запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому даешь». И речь здесь не столько о бережливом отношении к милостыне, сколько о том, что мы призваны ко всякому человеку относиться по-человечески. Легко отделаться от нищего, сунув ему монету в шапку. Значительно сложнее — узнать, кто перед тобой и почему так сложилась его судьба. И дело тут не просто в любопытстве или в участливости, а в желании в самом неприглядном внешне человеке распознать личность, созданную по образу Божию. Проявить уважение, источником которого является наше благоговение перед Творцом и Его творением, стоит дороже любых денег.

Роман-антиутопия Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» рассказывает нам о страшной реальности возможного будущего, где люди окончательно подчинили себя слепому материализму, живут в плену у низменных инстинктов и глушат все переживания при помощи особого препарата «сомы». Общество, о котором повествует Хаксли, внутри себя неоднородно. Кто-то из персонажей, благодаря генетике наделен высшими физическими и ментальными способностями. А кто-то, будучи отравлен специальными веществами на стадии эмбриона, оказывается способен только на выполнение самых простых обязанностей — чтобы обслуживать нужды сограждан первого класса.

Увечные обитатели «Дивного нового мира» Хаксли не имеют права посещать некоторые места, ведь они предназначены исключительно для полноценных граждан. Параллелей между повествованием американского литератора и реальной историей можно провести достаточно. Тут можно вспомнить и гитлеровскую Германию, и США первой половины 20-го века и, к сожалению, Российскую империю с имевшейся в ней чертой оседлости.

«Но какое отношение всё выше сказанное имеет к сегодняшнему евангельскому чтению?» — спросите вы. Прямое, надо сказать. Оказавшись на обеде у одного из начальников синагоги, Христос адресует хозяину дома следующие слова: «когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь». Произнеся эту фразу, Спаситель вступает в конфликт с нравами Своей эпохи. Дело в том, что в результате превратного толкования правил закона Моисея различного рода калеки перестали допускаться на территорию Иерусалимского храма. Они считались недостойными пребывания в богослужебном собрании.

В изначальном виде религиозные правила древнего Израиля требовали физического совершенства исключительно от священников и левитов. Но затем начала работать следующая логика — если какой-либо иудей утратил здоровье, потерял руку или ногу, или родился увечным, значит — его наказал Бог за какой-то грех. А потому любой физический порок стал рассматриваться как доказательство нравственной убогости. Так калекам, хромым, увечным доступ на храмовую территорию оказался закрыт.

Господь Иисус указывает на недопустимость подобного обычая. Он требует от иудейских законников, собравшихся за столом у начальника синагоги, прекратить оправдывать свою жестокость якобы религиозными причинами. Спаситель призывает современников оставить тщетные отговорки и обратить силы не на исполнение человеческих предписаний, а на соблюдение Божественной заповеди о любви к людям — вне зависимости от их физического состояния.

Что ни говори, указывать на огрехи давно умерших фарисеев — дело привычное и местами приятное. Но давайте посмотрим на себя самих. Как часто мы, идя по улице и видя нищего или калеку, про себя думаем: «Вот стоит, просит. Сам ведь виноват, что в такой ситуации оказался. Пьяница и бездельник. А еще, скорее всего, жулик. Обойдется. Ничего подавать не буду». Никто не спорит, что разного рода обманщиков и профессиональных нищих на свете хватает. Но это обстоятельство не может быть оправданием для жестокосердия.

Раннехристианский источник «Дидахе или Учение двенадцати апостолов» дает нам такой совет: «Милостыня да запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому даешь». И речь здесь не столько о бережливом отношении к милостыне, сколько о том, что мы призваны ко всякому человеку относиться по-человечески. Легко отделаться от нищего, сунув ему монету в шапку. Значительно сложнее — узнать, кто перед тобой и почему так сложилась его судьба. И дело тут не просто в любопытстве или в участливости, а в желании в самом неприглядном внешне человеке распознать личность, созданную по образу Божию. Проявить уважение, источником которого является наше благоговение перед Творцом и Его творением, стоит дороже любых денег.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

Как научиться переживать сложные, тяжкие моменты своей жизни? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 50-й главы книги…

01.05.2024

This website uses cookies.