Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 16, стихи 19-31

19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях

21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,

28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы услышали притчу о безымянном богаче и бедняке Лазаре. Она кажется довольно понятной. Впрочем, кое-что явно ускользает от слуха русскоязычного читателя, ведь для нас имя бедняка — это просто имя. На самом же деле Лазарь переводится как «Бог мне помог». Учитывая, что он нищий, это обстоятельство позволяет посмотреть на него совершенно по-другому. Он уже не просто бедняк, который лежит у ворот богача, Лазарь похож на того, кого Христос называл нищими духом, потому что именно нищий духом — это человек, который всю свою надежду возлагает не на себя, не на свое богатство, но на Бога. Неслучайно после смерти, он оказывается вместе с Авраамом — человеком, которого Писание называет отцом верующих, потому что он показал высочайший пример доверия Богу.

Богач жил совершенно иначе. Судя потому, что он говорит из глубины ада, он и его братья жили во грехе. Он надеется на покаяние братьев, которые еще живы и продолжают вести себя так же, как он. Пошли им Лазаря — отче Аврааме! — просит богач. «Им не нужен Лазарь, — говорит Авраам, — ведь у них есть закон и пророки... ». Но оказывается, что закон Моисеев братьям богача не указ.

Итак, перед нами не просто богач и бедняк, перед нами люди, по-разному относящиеся к Богу. В чем же выражается их отношение? Разве сам по себе человек, который богат автоматически плохо относится к Богу и разве бедный всегда относится к Нему хорошо? Для того, чтобы понять, что именно хотел сказать нам Спаситель, стоит посмотреть на контекст, ведь притча о богаче и Лазаре — это ответ. И в первую очередь ответ на насмешки со стороны фарисеев. Не возмущение, не протест, но именно насмешки. Над чем же они смеялись? «Не может человек служить двум господам, Богу и богатству, говорит Христос». И фарисеи, будучи сребролюбивы, начинают над Ним смеяться. Они, конечно, верили в Бога, но помимо Бога они очень любили деньги. В чем суть их ошибки? В чем вообще суть неправильного восприятия ресурсов? В том, чтобы считать их своей надеждой, тем на что опираешься в жизни, тем, что придает тебе уверенности.

Лазарь спасается не потому, что сделал много добрых дел, но находясь в бедственном положении, он не возмущался, не осуждал, не хулил Бога...

Богач погибает, не потому что богат, а потому что полагается на богатство и боится расстаться с ним... Чтобы поделиться надо быть готовым рискнуть... Ведь, когда мы видим, что должны нечто отдать, нам часто кажется, что мы можем лишиться жизненной опоры. Но если мы доверимся Богу и будем полагаться на Него, мы увидим в ближнем брата, а не соперника. Мы сможем делиться не только от щедрот, но будем готовы отдать последнее, потому что надежду свою будем видеть в Боге.

В сегодняшнем чтении мы услышали притчу о безымянном богаче и бедняке Лазаре. Она кажется довольно понятной. Впрочем, кое-что явно ускользает от слуха русскоязычного читателя, ведь для нас имя бедняка — это просто имя. На самом же деле Лазарь переводится как «Бог мне помог». Учитывая, что он нищий, это обстоятельство позволяет посмотреть на него совершенно по-другому. Он уже не просто бедняк, который лежит у ворот богача, Лазарь похож на того, кого Христос называл нищими духом, потому что именно нищий духом — это человек, который всю свою надежду возлагает не на себя, не на свое богатство, но на Бога. Неслучайно после смерти, он оказывается вместе с Авраамом — человеком, которого Писание называет отцом верующих, потому что он показал высочайший пример доверия Богу.

Богач жил совершенно иначе. Судя потому, что он говорит из глубины ада, он и его братья жили во грехе. Он надеется на покаяние братьев, которые еще живы и продолжают вести себя так же, как он. Пошли им Лазаря — отче Аврааме! — просит богач. «Им не нужен Лазарь, — говорит Авраам, — ведь у них есть закон и пророки... ». Но оказывается, что закон Моисеев братьям богача не указ.

Итак, перед нами не просто богач и бедняк, перед нами люди, по-разному относящиеся к Богу. В чем же выражается их отношение? Разве сам по себе человек, который богат автоматически плохо относится к Богу и разве бедный всегда относится к Нему хорошо? Для того, чтобы понять, что именно хотел сказать нам Спаситель, стоит посмотреть на контекст, ведь притча о богаче и Лазаре — это ответ. И в первую очередь ответ на насмешки со стороны фарисеев. Не возмущение, не протест, но именно насмешки. Над чем же они смеялись? «Не может человек служить двум господам, Богу и богатству, говорит Христос». И фарисеи, будучи сребролюбивы, начинают над Ним смеяться. Они, конечно, верили в Бога, но помимо Бога они очень любили деньги. В чем суть их ошибки? В чем вообще суть неправильного восприятия ресурсов? В том, чтобы считать их своей надеждой, тем на что опираешься в жизни, тем, что придает тебе уверенности.

Лазарь спасается не потому, что сделал много добрых дел, но находясь в бедственном положении, он не возмущался, не осуждал, не хулил Бога...

Богач погибает, не потому что богат, а потому что полагается на богатство и боится расстаться с ним... Чтобы поделиться надо быть готовым рискнуть... Ведь, когда мы видим, что должны нечто отдать, нам часто кажется, что мы можем лишиться жизненной опоры. Но если мы доверимся Богу и будем полагаться на Него, мы увидим в ближнем брата, а не соперника. Мы сможем делиться не только от щедрот, но будем готовы отдать последнее, потому что надежду свою будем видеть в Боге.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Недавно мне встретилось очень интересное исследование одного иностранного социолога, который на материале бесед с разными слоями населения…

29.04.2024

«Бог дал, Бог взял», — гласит народная мудрость. Но знали ли вы, что у этих слов библейское происхождение? Убедиться…

29.04.2024

Можно ли познать Бога и как это сделать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й и 2-й глав книги пророка Иезекииля,…

29.04.2024

Сегодня многие размышляют над решением одной острейшей проблемы нашего общества — а именно демографическим кризисом. Чтение из 1-й главы…

28.04.2024

Похвала устная или материальная воспринимается нами как что-то естественное и логичное, когда мы поступаем правильно. И, наоборот,…

28.04.2024

К чему необходимо быть готовым тому, кто желает быть учеником Христа? Ответ на этот вопрос находим в отрывке…

28.04.2024

This website uses cookies.