Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 16, стихи 24-28

24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,

25 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;

26 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?

27 ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.

28 Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Как достичь успеха в христианской жизни? Евангелие дает ответ на этот вопрос: необходимо взять свой крест и последовать за Христом. На эти евангельские слова существует очень много самых разных толкований, большинство из которых довольно хорошо известны и кажутся самоочевидными: слова Христа означают, что для приобретения жизни вечной необходимо оставить какую бы то ни было привязанность к земному и всецело устремиться к небесному и духовному. В качестве одного из ярких примеров толкования Христова призыва взять свой крест и последовать за Ним можно привести слова архиепископа Иоанна (Шаховского): «Это значит мысленно вознестись над всем житейским, считая всё это временным, помня, что ничего из этого не возьмешь с собою, ибо руки твои останутся с телом, и только дух твой отягчен будет и не сможет этой тяжести сбросить с себя. Если знаете, что дух вечен и не умрет с вашим телом, то подумайте, сколь бесполезны ваши усилия и труды, положенные на приобретение богатства и всего подобного».

Звучат это и подобные ему толкования очень логично и совершенно разумно. Но есть проблема. Она в том, что житейское обладает над каждым из нас непреодолимой властью, почти невозможно отыскать человека, который не был бы от него зависим и чей ум не был бы скован приверженностью земному. Впрочем, иногда такие люди, как кажется, встречаются. Мне довелось лет двадцать назад общаться с таким человеком. Это был священник из сибирского села, села совершенно нищего, священник тот абсолютно ничего не имел, жил он за счет того, что плел корзины и продавал их на рынке ближайшего к его селу города. Он производил впечатление абсолютного бессребреника, устремленного к Царству Христову, и он на самом деле был таковым. Но потом о нем узнал один весьма обеспеченный человек и начал ему помогать. Оказалось, что помимо евангельских есть в жизни и другие интересы, а устремленность к исполнению слов Евангелия довольно сильно трансформировалась, тот священник постепенно превратился во вполне обычного человека, такого, каковыми являемся все мы. Произошло поглощение духовных устремлений бытовой устроенностью.

Но слова Христа неизменны. Чтобы не потерять свою душу, чтобы она сохранилась в вечности необходимо действовать так, как сказал Он. А Он совершенно отчетливо призвал к отречению от собственных сиюминутных интересов. Когда мы размышляем об этом в перспективе вечной жизни, то этот призыв нам кажется неподъемно тяжелым и во всей своей полноте неисполнимым. Но если вдуматься, то окажется, что абсолютно всё важное и ценное в нашей жизни достигается тем же самым путем: путем отречения от самого себя и сиюминутных интересов. Если не поступать таким образом, то не удастся ни получить хорошее образование, ни создать крепкую семью, ни воспитать детей приличными людьми. Вообще никакое благое дело невозможно довести до конца, если усилием воли не понуждать себя к самоограничению и жизни ради будущего блага. Христос Спаситель не выдумал этот принцип, Он просто расширил его и приложил к вечности. Принцип самоограничения и самоотречения всем нам прекрасно известен, мы используем его во всех сферах жизни, поэтому есть надежда, что мы сможем приложить его и к достижению блаженной вечности.

Как достичь успеха в христианской жизни? Евангелие дает ответ на этот вопрос: необходимо взять свой крест и последовать за Христом. На эти евангельские слова существует очень много самых разных толкований, большинство из которых довольно хорошо известны и кажутся самоочевидными: слова Христа означают, что для приобретения жизни вечной необходимо оставить какую бы то ни было привязанность к земному и всецело устремиться к небесному и духовному. В качестве одного из ярких примеров толкования Христова призыва взять свой крест и последовать за Ним можно привести слова архиепископа Иоанна (Шаховского): «Это значит мысленно вознестись над всем житейским, считая всё это временным, помня, что ничего из этого не возьмешь с собою, ибо руки твои останутся с телом, и только дух твой отягчен будет и не сможет этой тяжести сбросить с себя. Если знаете, что дух вечен и не умрет с вашим телом, то подумайте, сколь бесполезны ваши усилия и труды, положенные на приобретение богатства и всего подобного».

Звучат это и подобные ему толкования очень логично и совершенно разумно. Но есть проблема. Она в том, что житейское обладает над каждым из нас непреодолимой властью, почти невозможно отыскать человека, который не был бы от него зависим и чей ум не был бы скован приверженностью земному. Впрочем, иногда такие люди, как кажется, встречаются. Мне довелось лет двадцать назад общаться с таким человеком. Это был священник из сибирского села, села совершенно нищего, священник тот абсолютно ничего не имел, жил он за счет того, что плел корзины и продавал их на рынке ближайшего к его селу города. Он производил впечатление абсолютного бессребреника, устремленного к Царству Христову, и он на самом деле был таковым. Но потом о нем узнал один весьма обеспеченный человек и начал ему помогать. Оказалось, что помимо евангельских есть в жизни и другие интересы, а устремленность к исполнению слов Евангелия довольно сильно трансформировалась, тот священник постепенно превратился во вполне обычного человека, такого, каковыми являемся все мы. Произошло поглощение духовных устремлений бытовой устроенностью.

Но слова Христа неизменны. Чтобы не потерять свою душу, чтобы она сохранилась в вечности необходимо действовать так, как сказал Он. А Он совершенно отчетливо призвал к отречению от собственных сиюминутных интересов. Когда мы размышляем об этом в перспективе вечной жизни, то этот призыв нам кажется неподъемно тяжелым и во всей своей полноте неисполнимым. Но если вдуматься, то окажется, что абсолютно всё важное и ценное в нашей жизни достигается тем же самым путем: путем отречения от самого себя и сиюминутных интересов. Если не поступать таким образом, то не удастся ни получить хорошее образование, ни создать крепкую семью, ни воспитать детей приличными людьми. Вообще никакое благое дело невозможно довести до конца, если усилием воли не понуждать себя к самоограничению и жизни ради будущего блага. Христос Спаситель не выдумал этот принцип, Он просто расширил его и приложил к вечности. Принцип самоограничения и самоотречения всем нам прекрасно известен, мы используем его во всех сферах жизни, поэтому есть надежда, что мы сможем приложить его и к достижению блаженной вечности.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

Как научиться переживать сложные, тяжкие моменты своей жизни? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 50-й главы книги…

01.05.2024

This website uses cookies.