Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 8, стихи 28-34

28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.

29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней.

31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.

32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

33 Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.

34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 1

01 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

История с исцелением гергесинских бесноватых потрясает своей честностью. Узнав, что произошло, и как целое свиное стадо было брошено демонами в морскую пучину — жители всего города не обинуясь просят Иисуса отправиться куда подальше от их мест. Они словно говорят Ему: нам мало дела, кто Ты и что Ты, но жизнь, к которой мы привыкли, не смей трогать! Иди лучше отсюда подобру-поздорову!...

Заметим, что в этом жители города проявляют завидную солидарность: нет ни одного, кто бы остановил толпу и сказал: погодите, а вдруг это и есть наш долгожданный Мессия? Вдруг мы сами себя лишаем общения с Тем, кто, возможно, дарует нам куда больше, чем решение материальных проблем? Но — увы! — жители даже и мысли не допускают о том, чтобы дать Иисусу возможность как-то Себя ещё раз проявить.

В современном обществе одним из важных политических активов является «мнение большинства». Вокруг этого актива вращаются выборы, голосования, опросы, рейтинги и многие иные инструменты влияния на общественные процессы. Но, как показывает сегодняшнее евангельское чтение, бывают ситуации, когда мнение большинства оказывается противо-Божественным, когда единство людей проявляется не в противостоянии греху, а в недопущении Бога в свою жизнь. Само беззаконное судилище над Иисусом и Его позорная смерть на Кресте — разве не были тоже «мнением большинства»?

И в то же самое время главный авторитет Православной Церкви — не какой-то конкретный епископ, или священник, или даже святой — а соборный разум — разве это не есть разновидность тоже «мнения большинства»?

Если подходить к разрешению этого вопроса путём формальной логики — мы неизбежно окажемся в тупике. Действительно, ведь были и разбойничьи, и еретические соборы — которые тоже большинством голосов принимали порой страшные, разрушительные для Церкви решения! Как же быть — неужели даже нам, христианам, тоже приходится постоянно ходить с завязанными глазами?

Конечно же, нет! Но решение вопроса лежит в иной плоскости — а именно — в области духовной. Точнее, в области согласованности каждого из тех, кто и составляет то самое «большинство», дыханию Духа Божьего. Почему Церковь именовала свои соборы — святыми? Только потому, что это единство Духа было очевидно и для участников, и для всех окружающих. Единство Духа невозможно там, где интриги, ненависть, где царствует злоба и мстительность, где нет места прощению и покаянию, где всё заранее предопределено и предрешено. Где слишком всё заполнено нашим, человеческим, и критически мало простора для Божественного, непредсказуемого, неуправляемого. Но там, где люди с добрым сердцем, открытым навстречу Богу, ищут Его воли, стремятся осознать и уловить Его дыхание, постоянно сверяют свой путь с Его Писанием — там, несомненно, «мнение такого большинства» никогда не вступит в противоборство с Богом!

Помоги же всем нам, Господи, научиться быть прежде всего верными Твоим заповедям — и только тогда единство верных сможет предохранить нас от опасности богопротивной воли «мнения большинства!»

История с исцелением гергесинских бесноватых потрясает своей честностью. Узнав, что произошло, и как целое свиное стадо было брошено демонами в морскую пучину — жители всего города не обинуясь просят Иисуса отправиться куда подальше от их мест. Они словно говорят Ему: нам мало дела, кто Ты и что Ты, но жизнь, к которой мы привыкли, не смей трогать! Иди лучше отсюда подобру-поздорову!...

Заметим, что в этом жители города проявляют завидную солидарность: нет ни одного, кто бы остановил толпу и сказал: погодите, а вдруг это и есть наш долгожданный Мессия? Вдруг мы сами себя лишаем общения с Тем, кто, возможно, дарует нам куда больше, чем решение материальных проблем? Но — увы! — жители даже и мысли не допускают о том, чтобы дать Иисусу возможность как-то Себя ещё раз проявить.

В современном обществе одним из важных политических активов является «мнение большинства». Вокруг этого актива вращаются выборы, голосования, опросы, рейтинги и многие иные инструменты влияния на общественные процессы. Но, как показывает сегодняшнее евангельское чтение, бывают ситуации, когда мнение большинства оказывается противо-Божественным, когда единство людей проявляется не в противостоянии греху, а в недопущении Бога в свою жизнь. Само беззаконное судилище над Иисусом и Его позорная смерть на Кресте — разве не были тоже «мнением большинства»?

И в то же самое время главный авторитет Православной Церкви — не какой-то конкретный епископ, или священник, или даже святой — а соборный разум — разве это не есть разновидность тоже «мнения большинства»?

Если подходить к разрешению этого вопроса путём формальной логики — мы неизбежно окажемся в тупике. Действительно, ведь были и разбойничьи, и еретические соборы — которые тоже большинством голосов принимали порой страшные, разрушительные для Церкви решения! Как же быть — неужели даже нам, христианам, тоже приходится постоянно ходить с завязанными глазами?

Конечно же, нет! Но решение вопроса лежит в иной плоскости — а именно — в области духовной. Точнее, в области согласованности каждого из тех, кто и составляет то самое «большинство», дыханию Духа Божьего. Почему Церковь именовала свои соборы — святыми? Только потому, что это единство Духа было очевидно и для участников, и для всех окружающих. Единство Духа невозможно там, где интриги, ненависть, где царствует злоба и мстительность, где нет места прощению и покаянию, где всё заранее предопределено и предрешено. Где слишком всё заполнено нашим, человеческим, и критически мало простора для Божественного, непредсказуемого, неуправляемого. Но там, где люди с добрым сердцем, открытым навстречу Богу, ищут Его воли, стремятся осознать и уловить Его дыхание, постоянно сверяют свой путь с Его Писанием — там, несомненно, «мнение такого большинства» никогда не вступит в противоборство с Богом!

Помоги же всем нам, Господи, научиться быть прежде всего верными Твоим заповедям — и только тогда единство верных сможет предохранить нас от опасности богопротивной воли «мнения большинства!»

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

This website uses cookies.