Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 9-13

09 И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их.

10 И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?

11 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?

12 Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.

13 Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Есть среди десяти заповедей Моисея более известные, и есть менее. Практика показывает, что к числу самых известных относятся заповеди номер шесть и номер восемь, то есть запрет на убийство и на воровство. На третье место можно поставить заповедь, которая запрещает обман — она девятая в общем перечне, который дал народу Израиля Моисей. Если же попытаться составить рейтинг наименее известных заповедей, то здесь несомненным лидером в христианской русскоязычной среде станет четвертая заповедь — она о почитании субботнего дня. Многие слышали о ее существовании, но мало кто сможет полностью и безошибочно ее воспроизвести по памяти. И многие удивятся, узнав, что заповедь о почитании субботы имеет самую длинную формулировку среди всех десяти заповедей закона Моисея.

Так сложилось, что христиане почти не обращают внимание на заповедь о субботе. Началось это кажущееся пренебрежение очень давно, и связано оно с тем, что Господь наш Иисус Христос воскрес в день, который следовал за субботой, то есть, если следовать библейскому счету, не в последний, а в первый день недели. Таким образом, именно день Христова Воскресения стал для христиан самым важным днем недели. Ведь именно в этот день началась новая эпоха в истории человечества, эпоха, которую можно назвать временем нового творения. По этой причине заповедь о почитании дня, в который Бог «почил от всех дел Своих» (Быт. 2:3), отошла на второй план вместе с самим днем божественного покоя. Христианство переосмыслило субботу, а потому для нас действия оппонентов Христа, которые с завидным упорством пытались уличить Спасителя в нарушении четвертой заповеди, кажутся чем-то странным, какой-то навязчивой идеей и абсолютным непониманием сути заповеди.

Но если мы откроем 16-ю главу книги Исход, то найдем в ней указания Моисея относительно соблюдения субботнего покоя: «завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра» (Исх. 16:23). В книге Чисел есть описания наказания того человека, который не исполнил заповедь о субботе: «Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы; и привели его нашедшие его собирающим дрова к Моисею и Аарону и ко всему обществу [сынов Израилевых]; и посадили его под стражу, потому что не было еще определено, что должно с ним сделать. И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана» (Числ. 15:32–35).

Израильтяне времен Христа воспитывались именно на этих текстах и на их толкованиях. Для них нарушение субботнего покоя было чем-то невозможным, именно по этой причине они так пристально наблюдали за действиями Спасителя. Но они, как и почитаемые ими позднейшие учителя, не смогли учесть главного: есть разница между нарушением субботнего покоя ради собственного блага и нарушением субботы ради помощи ближнему. В Священном Писании Ветхого Завета нет примеров того, чтобы кто-то нарушил субботу ради помощи страдающему человеку и был за это наказан по повелению Бога, а это ясно указывает на то, что «можно в субботы делать добро», а раз можно, то и должно.

Есть среди десяти заповедей Моисея более известные, и есть менее. Практика показывает, что к числу самых известных относятся заповеди номер шесть и номер восемь, то есть запрет на убийство и на воровство. На третье место можно поставить заповедь, которая запрещает обман — она девятая в общем перечне, который дал народу Израиля Моисей. Если же попытаться составить рейтинг наименее известных заповедей, то здесь несомненным лидером в христианской русскоязычной среде станет четвертая заповедь — она о почитании субботнего дня. Многие слышали о ее существовании, но мало кто сможет полностью и безошибочно ее воспроизвести по памяти. И многие удивятся, узнав, что заповедь о почитании субботы имеет самую длинную формулировку среди всех десяти заповедей закона Моисея.

Так сложилось, что христиане почти не обращают внимание на заповедь о субботе. Началось это кажущееся пренебрежение очень давно, и связано оно с тем, что Господь наш Иисус Христос воскрес в день, который следовал за субботой, то есть, если следовать библейскому счету, не в последний, а в первый день недели. Таким образом, именно день Христова Воскресения стал для христиан самым важным днем недели. Ведь именно в этот день началась новая эпоха в истории человечества, эпоха, которую можно назвать временем нового творения. По этой причине заповедь о почитании дня, в который Бог «почил от всех дел Своих» (Быт. 2:3), отошла на второй план вместе с самим днем божественного покоя. Христианство переосмыслило субботу, а потому для нас действия оппонентов Христа, которые с завидным упорством пытались уличить Спасителя в нарушении четвертой заповеди, кажутся чем-то странным, какой-то навязчивой идеей и абсолютным непониманием сути заповеди.

Но если мы откроем 16-ю главу книги Исход, то найдем в ней указания Моисея относительно соблюдения субботнего покоя: «завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра» (Исх. 16:23). В книге Чисел есть описания наказания того человека, который не исполнил заповедь о субботе: «Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы; и привели его нашедшие его собирающим дрова к Моисею и Аарону и ко всему обществу [сынов Израилевых]; и посадили его под стражу, потому что не было еще определено, что должно с ним сделать. И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана» (Числ. 15:32–35).

Израильтяне времен Христа воспитывались именно на этих текстах и на их толкованиях. Для них нарушение субботнего покоя было чем-то невозможным, именно по этой причине они так пристально наблюдали за действиями Спасителя. Но они, как и почитаемые ими позднейшие учителя, не смогли учесть главного: есть разница между нарушением субботнего покоя ради собственного блага и нарушением субботы ради помощи ближнему. В Священном Писании Ветхого Завета нет примеров того, чтобы кто-то нарушил субботу ради помощи страдающему человеку и был за это наказан по повелению Бога, а это ясно указывает на то, что «можно в субботы делать добро», а раз можно, то и должно.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

Как научиться переживать сложные, тяжкие моменты своей жизни? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 50-й главы книги…

01.05.2024

This website uses cookies.