Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 14-17

14 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?

15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.

16 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.

17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Представим себе такую ситуацию. Идет свадебное застолье, говорятся тосты, перед гостями расставлены вкуснейшие блюда. Посреди всего этого торжества сидит унылого вида человек, который ничего не ест, не пьет. А на вопросы жениха и невесты — что, собственно, происходит — он отвечает: «Спасибо, конечно, что пригласили на свадьбу, но мне тут, если честно, не нравится. Слишком радостно. А давайте поплачем?» Безумие, не правда ли? Примерно о том же говорит нам сегодняшнее евангельское чтение.

Мы видим духовное противостояние двух типов религиозности — здоровой и нездоровой. С одной стороны, перед нашим взглядом оказывается радостная и вдохновенная вера апостолов. Оказавшись рядом с Учителем, они явным образом начали ощущать, что в религиозной жизни является первостепенным, а что нет. И на главном месте для апостолов находилась вера во Христа Сына Божьего. Эта вера придавала смысл всем остальным словам и действиям. Гармоничной религиозности учеников Господа Иисуса противостояла религиозность нездоровая. Олицетворением её стали, во-первых, фарисеи и прочие законники, а во-вторых, к сожалению, некоторые последователи Иоанна Крестителя.

До начала проповеди Спасителя ничто этих людей не объединяло. Но вот после того, как слава о Христе разлетелась по всей Палестине, иудейские вожди и некоторые ученики Иоанновы стали укорять не Спасителя, правда, а Его апостолов в недостаточном благоговении и духовном усердии. Что выражалось, по их мнению, в том, что ученики Христовы не соблюдали дополнительных постных дней. Да и вообще на аскетов были не слишком похожи. Спаситель довольно жестко реагирует на эти обвинения, выявляя их истинную подоплеку.

Господь Иисус прекрасно видел, как пост превратился в демонстрацию собственной духовности и повод для предъявления различного рода претензий. Апостолы соблюдали традиционные для древнего Израиля постные дни, но не более. И Христос такую позицию вполне одобряет. Потому что в ней не было тщеславия.

Если же в целом касаться вопроса поста, то предельное ясное разъяснение мнения Спасителя мы найдем у апостола Павла. Он прямо говорит, что еда как таковая для веры не имеет никакого значения. Богу, по большому счету, безразлично, что мы едим. Но Ему не безразлично, как мы едим и почему едим или, наоборот, не едим. Если мы воздерживаемся от пищи (в особенности, любимой) ради любви к Богу, чтобы внутренне укрепиться, преодолеть себя и приблизиться к Господу, то Он обязательно примет наш подвиг. Если же это просто поведение напоказ, или мы испытываем презрение к ряду продуктов, никакой духовной пользы такое воздержание нам не принесёт.

Христианин призван быть свободным — в том числе и от власти еды. В этом и состоит смысл поста. Но такая свобода не должна смущать иных. Быть для них соблазном. Если кто-то уже достиг духовного совершенства, это не означает, что подобное случилось с остальными. Они могут не понять поступков более совершенных братьев, сделать неправильный вывод. Потому-то апостол Павел и говорит: «если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего».

В завершение же стоит отметить, что, согласно завету Христа, каждый духовный подвиг, который мы на себя берем, должен соответствовать нашему внутреннему состоянию, быть в первую очередь проявлением любви к Богу и людям. Только при таком раскладе пост, молитва, воздержание и прочие добрые дела принесут нам истинную пользу.

Представим себе такую ситуацию. Идет свадебное застолье, говорятся тосты, перед гостями расставлены вкуснейшие блюда. Посреди всего этого торжества сидит унылого вида человек, который ничего не ест, не пьет. А на вопросы жениха и невесты — что, собственно, происходит — он отвечает: «Спасибо, конечно, что пригласили на свадьбу, но мне тут, если честно, не нравится. Слишком радостно. А давайте поплачем?» Безумие, не правда ли? Примерно о том же говорит нам сегодняшнее евангельское чтение.

Мы видим духовное противостояние двух типов религиозности — здоровой и нездоровой. С одной стороны, перед нашим взглядом оказывается радостная и вдохновенная вера апостолов. Оказавшись рядом с Учителем, они явным образом начали ощущать, что в религиозной жизни является первостепенным, а что нет. И на главном месте для апостолов находилась вера во Христа Сына Божьего. Эта вера придавала смысл всем остальным словам и действиям. Гармоничной религиозности учеников Господа Иисуса противостояла религиозность нездоровая. Олицетворением её стали, во-первых, фарисеи и прочие законники, а во-вторых, к сожалению, некоторые последователи Иоанна Крестителя.

До начала проповеди Спасителя ничто этих людей не объединяло. Но вот после того, как слава о Христе разлетелась по всей Палестине, иудейские вожди и некоторые ученики Иоанновы стали укорять не Спасителя, правда, а Его апостолов в недостаточном благоговении и духовном усердии. Что выражалось, по их мнению, в том, что ученики Христовы не соблюдали дополнительных постных дней. Да и вообще на аскетов были не слишком похожи. Спаситель довольно жестко реагирует на эти обвинения, выявляя их истинную подоплеку.

Господь Иисус прекрасно видел, как пост превратился в демонстрацию собственной духовности и повод для предъявления различного рода претензий. Апостолы соблюдали традиционные для древнего Израиля постные дни, но не более. И Христос такую позицию вполне одобряет. Потому что в ней не было тщеславия.

Если же в целом касаться вопроса поста, то предельное ясное разъяснение мнения Спасителя мы найдем у апостола Павла. Он прямо говорит, что еда как таковая для веры не имеет никакого значения. Богу, по большому счету, безразлично, что мы едим. Но Ему не безразлично, как мы едим и почему едим или, наоборот, не едим. Если мы воздерживаемся от пищи (в особенности, любимой) ради любви к Богу, чтобы внутренне укрепиться, преодолеть себя и приблизиться к Господу, то Он обязательно примет наш подвиг. Если же это просто поведение напоказ, или мы испытываем презрение к ряду продуктов, никакой духовной пользы такое воздержание нам не принесёт.

Христианин призван быть свободным — в том числе и от власти еды. В этом и состоит смысл поста. Но такая свобода не должна смущать иных. Быть для них соблазном. Если кто-то уже достиг духовного совершенства, это не означает, что подобное случилось с остальными. Они могут не понять поступков более совершенных братьев, сделать неправильный вывод. Потому-то апостол Павел и говорит: «если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего».

В завершение же стоит отметить, что, согласно завету Христа, каждый духовный подвиг, который мы на себя берем, должен соответствовать нашему внутреннему состоянию, быть в первую очередь проявлением любви к Богу и людям. Только при таком раскладе пост, молитва, воздержание и прочие добрые дела принесут нам истинную пользу.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Недавно мне встретилось очень интересное исследование одного иностранного социолога, который на материале бесед с разными слоями населения…

29.04.2024

«Бог дал, Бог взял», — гласит народная мудрость. Но знали ли вы, что у этих слов библейское происхождение? Убедиться…

29.04.2024

Можно ли познать Бога и как это сделать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й и 2-й глав книги пророка Иезекииля,…

29.04.2024

Сегодня многие размышляют над решением одной острейшей проблемы нашего общества — а именно демографическим кризисом. Чтение из 1-й главы…

28.04.2024

Похвала устная или материальная воспринимается нами как что-то естественное и логичное, когда мы поступаем правильно. И, наоборот,…

28.04.2024

К чему необходимо быть готовым тому, кто желает быть учеником Христа? Ответ на этот вопрос находим в отрывке…

28.04.2024

This website uses cookies.