Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Книга пророка Исайи, Глава 61, стихи 10-11

10 Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством.

11 Ибо, как земля производит растения свои, и как сад произращает посеянное в нем, так Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами.

Книга пророка Исайи, Глава 63, стихи 1-5

01 Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? "Я - изрекающий правду, сильный, чтобы спасать".

02 Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?

03 "Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое;

04 ибо день мщения - в сердце Моем, и год Моих искупленных настал.

05 Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего; но помогла Мне мышца Моя, и ярость Моя - она поддержала Меня:

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Этот фрагмент книги пророка Исайи радикально отличается от многих других ее частей, которые мы слышали во время Великого поста. Чаще всего у Исайи речь шла о чем-то печальном, он предвозвещал наказание, призывал к исправлению, и снова говорил о наказаниях и ужасных бедствиях. Но этот отрывок посвящен радости. Церковь относит описанное здесь ко временам Нового Завета, и часть этого отрывка используется за богослужением: любой христианский священнослужитель прочитывает слова пророка Исайи о радости перед началом каждой литургии — во время облачения в священные одежды.

Этими словами пророка мы исповедуем, что Бог — Источник не только жизни, но и радости. Исповедуем, что истинна и абсолютна лишь та радость, которая «о Господе». В окружающем нас мире есть много поводов для радости, но все эти поводы мимолетны, преходящи, их если и удается уловить, то лишь на краткий миг, чаще же всего земная радость бывает не без примеси печали. Прекрасно эту особенность радости тленного мира выразил преподобный Иоанн Дамаскин в одной из стихир на погребение, которая в современном русском переводе звучит так: «Какая житейская радость непричастна печали? Какая земная слава останется неизменной? Всё здесь слабее тени, обманчивей сновидений...»

Пророк Исайя не ограничивается указанием на весьма расплывчатую «радость о Господе», пророк раскрывает это понятие, он называет конкретные причины такой радости, первая из которых состоит в том, что Бог «облек нас в ризы спасения». Святитель Иоанн Златоуст говорил, что речь здесь идет не о чем-то материальном, не о какой-то особой одежде, хотя, конечно, и одежда в ряде случаев может быть весомым поводом для радости, здесь речь совершенно об ином — о Самом Христе Спасителе, святитель Иоанн так и выразил свою мысль: «Христос есть одежда спасения. Ты облекся в ризу не затем, чтобы покрыть наготу телесную, но затем, чтобы быть неприкосновенным для насилия смерти. Справедливо пророк говорит: ризу, — потому что мы были нагими, бесславными, непослушными, глупыми, блуждающими, служащими многим страстям; грехи сделали нас нагими, и сатана, которому мы дали у себя место, сделал нас бесславными. Потому пришел Христос, облачил нас, и показал нам разум, которым мы можем легко совлечь с себя ветхого человека с деяньми его и облечься в нового, созданного по Богу. И так как в нашей власти — совлечь его, то потому Он и повелевает, говоря: облек, так чтобы одежда всегда пребывала с нами».

А раз в нашей власти совлекать с себя ветхую одежду и в нашей власти облачаться в новую, то и повод для радости о Господе всегда рядом, им всегда можно воспользоваться и очень хочется надеяться, что мы так и поступим, и радость о Христе Воскресшем нас не покинет ни на секунду.

Этот фрагмент книги пророка Исайи радикально отличается от многих других ее частей, которые мы слышали во время Великого поста. Чаще всего у Исайи речь шла о чем-то печальном, он предвозвещал наказание, призывал к исправлению, и снова говорил о наказаниях и ужасных бедствиях. Но этот отрывок посвящен радости. Церковь относит описанное здесь ко временам Нового Завета, и часть этого отрывка используется за богослужением: любой христианский священнослужитель прочитывает слова пророка Исайи о радости перед началом каждой литургии — во время облачения в священные одежды.

Этими словами пророка мы исповедуем, что Бог — Источник не только жизни, но и радости. Исповедуем, что истинна и абсолютна лишь та радость, которая «о Господе». В окружающем нас мире есть много поводов для радости, но все эти поводы мимолетны, преходящи, их если и удается уловить, то лишь на краткий миг, чаще же всего земная радость бывает не без примеси печали. Прекрасно эту особенность радости тленного мира выразил преподобный Иоанн Дамаскин в одной из стихир на погребение, которая в современном русском переводе звучит так: «Какая житейская радость непричастна печали? Какая земная слава останется неизменной? Всё здесь слабее тени, обманчивей сновидений...»

Пророк Исайя не ограничивается указанием на весьма расплывчатую «радость о Господе», пророк раскрывает это понятие, он называет конкретные причины такой радости, первая из которых состоит в том, что Бог «облек нас в ризы спасения». Святитель Иоанн Златоуст говорил, что речь здесь идет не о чем-то материальном, не о какой-то особой одежде, хотя, конечно, и одежда в ряде случаев может быть весомым поводом для радости, здесь речь совершенно об ином — о Самом Христе Спасителе, святитель Иоанн так и выразил свою мысль: «Христос есть одежда спасения. Ты облекся в ризу не затем, чтобы покрыть наготу телесную, но затем, чтобы быть неприкосновенным для насилия смерти. Справедливо пророк говорит: ризу, — потому что мы были нагими, бесславными, непослушными, глупыми, блуждающими, служащими многим страстям; грехи сделали нас нагими, и сатана, которому мы дали у себя место, сделал нас бесславными. Потому пришел Христос, облачил нас, и показал нам разум, которым мы можем легко совлечь с себя ветхого человека с деяньми его и облечься в нового, созданного по Богу. И так как в нашей власти — совлечь его, то потому Он и повелевает, говоря: облек, так чтобы одежда всегда пребывала с нами».

А раз в нашей власти совлекать с себя ветхую одежду и в нашей власти облачаться в новую, то и повод для радости о Господе всегда рядом, им всегда можно воспользоваться и очень хочется надеяться, что мы так и поступим, и радость о Христе Воскресшем нас не покинет ни на секунду.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

This website uses cookies.