Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Книга Притчей Соломоновых, Глава 21, стихи 3-21

03 Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.

04 Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых,- грех.

05 Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение.

06 Приобретение сокровища лживым языком - мимолетное дуновение ищущих смерти.

07 Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду.

08 Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо.

09 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.

10 Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его.

11 Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.

12 Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие.

13 Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить,- и не будет услышан.

14 Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху - сильную ярость.

15 Соблюдение правосудия - радость для праведника и страх для делающих зло.

16 Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.

17 Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.

18 Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного - лукавый.

19 Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.

20 Вожделенное сокровище и тук - в доме мудрого; а глупый человек расточает их.

21 Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Для того, чтобы увидеть основной нравственный императив Священного Писания вовсе не надо быть глубоко погруженным в его текст, для осознания центральной мысли Библии не надо быть и гениальным аналитиком. Все предельно просто: все книги Писания буквально кричат об одном и том же, они повторяют одну и ту же мысль, мимо которой не получится пройти даже если очень захочется это сделать. Очередное повторение этой мысли мы встречаем и в этом отрывке книги Притчей, здесь она выражена такими словами: «Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва». Эта фраза проста и доходчива, но тем не менее не лишним будет прокомментировать ее последнее слово. Здесь под «жертвой» понимается кровь жертвенных животных, а если посмотреть чуть шире, то и все то, что человек делает в рамках соблюдения религиозных предписаний: принесение жертв к алтарю ветхозаветного храма, уставные молитвы, предписанные законом посты и так далее. Здесь книга Притчей выражает свою мысль очень мягко, тогда как пророк Исайя в схожем месте своей книги говорит значительно более жестко, он не пишет, что соблюдение правды и правосудия всего лишь более угодно Господу, чем жертвы, он утверждает, что без правды и правосудия жертвы — мерзость пред Богом (ср. Ис. 1:11–16).

Понятия правды и правосудия, которые мы встречаем в Священном Писании, имеют мало общего с тем, что под этим понимает человеческое сообщество. Все мы знаем немало исторических примеров того, как, к примеру, государственный закон оказывался очень далек от закона Священного Писания, достаточно вспомнить времена господства в Германии национал-социалистической партии и те законы, которые были установлены на государственном уровне в то время. Но пример Германии — это один из совершенно вопиющих и, хочется надеяться, неповторимых примеров. Обычно же все выглядит совершенно иначе, чаще всего понятия правды и правосудия нам диктует не государство, а общество. Ведь, как мы знаем, вовсе не государство навязывает нам модели поведения в случае каких-то конфликтов на работе или же между соседями, принятые в обществе модели зачастую оказываются далеки от того, что нам предписывает Священное Писание. А оно говорит об одном: задача каждого человека блюсти свою совесть в чистоте, не озираться на окружающих, но смотреть на Писание как нравственный камертон. Библия говорит, что в конечном итоге прав не тот, кто вышел без потерь из конфликта, поступив так, как поступают все, а тот, кто нашел в себе силы простить и уступить, кто сумел сохранить внутренний и внешний мир. Такого человека слышит Бог, только такой человек может со спокойным сердцем приступать к молитве.

Для того, чтобы увидеть основной нравственный императив Священного Писания вовсе не надо быть глубоко погруженным в его текст, для осознания центральной мысли Библии не надо быть и гениальным аналитиком. Все предельно просто: все книги Писания буквально кричат об одном и том же, они повторяют одну и ту же мысль, мимо которой не получится пройти даже если очень захочется это сделать. Очередное повторение этой мысли мы встречаем и в этом отрывке книги Притчей, здесь она выражена такими словами: «Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва». Эта фраза проста и доходчива, но тем не менее не лишним будет прокомментировать ее последнее слово. Здесь под «жертвой» понимается кровь жертвенных животных, а если посмотреть чуть шире, то и все то, что человек делает в рамках соблюдения религиозных предписаний: принесение жертв к алтарю ветхозаветного храма, уставные молитвы, предписанные законом посты и так далее. Здесь книга Притчей выражает свою мысль очень мягко, тогда как пророк Исайя в схожем месте своей книги говорит значительно более жестко, он не пишет, что соблюдение правды и правосудия всего лишь более угодно Господу, чем жертвы, он утверждает, что без правды и правосудия жертвы — мерзость пред Богом (ср. Ис. 1:11–16).

Понятия правды и правосудия, которые мы встречаем в Священном Писании, имеют мало общего с тем, что под этим понимает человеческое сообщество. Все мы знаем немало исторических примеров того, как, к примеру, государственный закон оказывался очень далек от закона Священного Писания, достаточно вспомнить времена господства в Германии национал-социалистической партии и те законы, которые были установлены на государственном уровне в то время. Но пример Германии — это один из совершенно вопиющих и, хочется надеяться, неповторимых примеров. Обычно же все выглядит совершенно иначе, чаще всего понятия правды и правосудия нам диктует не государство, а общество. Ведь, как мы знаем, вовсе не государство навязывает нам модели поведения в случае каких-то конфликтов на работе или же между соседями, принятые в обществе модели зачастую оказываются далеки от того, что нам предписывает Священное Писание. А оно говорит об одном: задача каждого человека блюсти свою совесть в чистоте, не озираться на окружающих, но смотреть на Писание как нравственный камертон. Библия говорит, что в конечном итоге прав не тот, кто вышел без потерь из конфликта, поступив так, как поступают все, а тот, кто нашел в себе силы простить и уступить, кто сумел сохранить внутренний и внешний мир. Такого человека слышит Бог, только такой человек может со спокойным сердцем приступать к молитве.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

Как научиться переживать сложные, тяжкие моменты своей жизни? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 50-й главы книги…

01.05.2024

This website uses cookies.