Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Книга Притчей Соломоновых, Глава 17, стихи 17-28

17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.

18 Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.

19 Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.

20 Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.

21 Родил кто глупого,- себе на горе, и отец глупого не порадуется.

22 Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.

23 Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.

24 Мудрость - пред лицем у разумного, а глаза глупца - на конце земли.

25 Глупый сын - досада отцу своему и огорчение для матери своей.

26 Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.

27 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.

28 И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои - благоразумным.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 18, стихи 1-5

01 Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.

02 Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.

03 С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием - поношение.

04 Слова уст человеческих - глубокие воды; источник мудрости - струящийся поток.

05 Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В только что прозвучавшем отрывке царь Соломон обращается к своим слушателям со словом мудрости. Как всегда, он обращает наше внимание на совершенно разные области жизни человека. Однако сегодня присмотримся к тому, что Соломон говорит нам о подлинной добродетели.

Не однократно мы слышим, что добрые дела — это главный признак благочестивого человека. Их совершает праведник, на них не способен грешник. Однако, оказывается, не все так просто. Если добродетель не соединена с мудростью, она может нанести серьезный вред. Вспомним притчу Иисуса Христа о мытаре и фарисеи. Именно скрупулезное исполнение закона стало для фарисея поводом для тщеславия, самолюбования и в итоге для превозношения над ближним. В притчи о блудном сыне в эту же ловушку попал старший брат. С точки зрения исполнения закона, отношений с отцом он был безупречен. А потому и на блудного сына он смотрит свысока, словно брезгует им и даже предъявляет претензии родителю за то, что тот простил и принял обратно своего оступившегося ребенка. В обоих случаях перед нами добродетельность, которая словно обесценивает сама себя. Причина очевидна. Здесь нет мудрости, рассуждения, и самое главное нет любви. Такая добродетель формальна. Ее цель — соответствовать внешней норме, заданному стандарту. В итоге это девальвирует любые добрые начинания, сводит их на нет. Рядом с таким человеком душно находиться. В нем нет искренности и сердечности. А потому нередко можно услышать, как его даже называют «святой сатана».

Сегодня Соломон говорит, что порой подлинным добрым делом может быть его видимо отсутствие. Так, иногда не стоит ручаться за ближнего, брать на себя ответственность за него. Наше внешнее великодушие может быть не по разуму, без рассуждения, с мыслью только о себе и о своей репутации, что в корне разрушит, казалось бы, такое благородное дело. Но дело не только в этом. Порой ручаться за человека — все равно, что мешать ему взрослеть. Так этим могут страдают родители, чьи дети уже давно выросли, а они все держат их возле своей юбки. В этом случае человек просто обречен на душевную незрелость. Из-за этой навязчивой нежности ребенок лишается главного — опыта самостоятельной жизни. А потому порой подлинной добродетелью может стать отстранение человека от себя. Когда мы делаем усилие над собой и отпускаем его на все четыре стороны. Внешне это может выглядеть довольно неприглядно и странно. Да и сами мы будем страдать. Однако в основе такого поступка будет лежать именно подлинная мудрость, источником которой является жертвенная любовь.

Поэтому, если мы пытаемся идти путем добродетели, постараемся внимательно приглядываться к тому, что побуждает нас совершать те или иные поступки. И дай нам, Господи, рассуждения и сил полагать в их основу Твою мудрость и любовь.

В только что прозвучавшем отрывке царь Соломон обращается к своим слушателям со словом мудрости. Как всегда, он обращает наше внимание на совершенно разные области жизни человека. Однако сегодня присмотримся к тому, что Соломон говорит нам о подлинной добродетели.

Не однократно мы слышим, что добрые дела — это главный признак благочестивого человека. Их совершает праведник, на них не способен грешник. Однако, оказывается, не все так просто. Если добродетель не соединена с мудростью, она может нанести серьезный вред. Вспомним притчу Иисуса Христа о мытаре и фарисеи. Именно скрупулезное исполнение закона стало для фарисея поводом для тщеславия, самолюбования и в итоге для превозношения над ближним. В притчи о блудном сыне в эту же ловушку попал старший брат. С точки зрения исполнения закона, отношений с отцом он был безупречен. А потому и на блудного сына он смотрит свысока, словно брезгует им и даже предъявляет претензии родителю за то, что тот простил и принял обратно своего оступившегося ребенка. В обоих случаях перед нами добродетельность, которая словно обесценивает сама себя. Причина очевидна. Здесь нет мудрости, рассуждения, и самое главное нет любви. Такая добродетель формальна. Ее цель — соответствовать внешней норме, заданному стандарту. В итоге это девальвирует любые добрые начинания, сводит их на нет. Рядом с таким человеком душно находиться. В нем нет искренности и сердечности. А потому нередко можно услышать, как его даже называют «святой сатана».

Сегодня Соломон говорит, что порой подлинным добрым делом может быть его видимо отсутствие. Так, иногда не стоит ручаться за ближнего, брать на себя ответственность за него. Наше внешнее великодушие может быть не по разуму, без рассуждения, с мыслью только о себе и о своей репутации, что в корне разрушит, казалось бы, такое благородное дело. Но дело не только в этом. Порой ручаться за человека — все равно, что мешать ему взрослеть. Так этим могут страдают родители, чьи дети уже давно выросли, а они все держат их возле своей юбки. В этом случае человек просто обречен на душевную незрелость. Из-за этой навязчивой нежности ребенок лишается главного — опыта самостоятельной жизни. А потому порой подлинной добродетелью может стать отстранение человека от себя. Когда мы делаем усилие над собой и отпускаем его на все четыре стороны. Внешне это может выглядеть довольно неприглядно и странно. Да и сами мы будем страдать. Однако в основе такого поступка будет лежать именно подлинная мудрость, источником которой является жертвенная любовь.

Поэтому, если мы пытаемся идти путем добродетели, постараемся внимательно приглядываться к тому, что побуждает нас совершать те или иные поступки. И дай нам, Господи, рассуждения и сил полагать в их основу Твою мудрость и любовь.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

Как научиться переживать сложные, тяжкие моменты своей жизни? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 50-й главы книги…

01.05.2024

This website uses cookies.