Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Марка, Глава 2, стихи 23-28

23 И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.

24 И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать?

25 Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?

26 как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?

27 И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;

28 посему Сын Человеческий есть господин и субботы.

Евангелие от Марка, Глава 3, стихи 1-5

01 И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.

02 И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.

03 Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.

04 А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.

05 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В древнееврейской традиции суббота была седьмым днем недели. Она почиталась особо. В субботу была запрещена всякая активность, всякая работа. Предписывалось хранить покой. Соблюдение субботы было чем-то вроде визитной карточки еврейского народа. Чтишь субботу — веришь в Единого Бога Израиля. Читая Евангелие, волей-неволей обращаешь внимание на то, что основной упрек иудеев Христу заключался именно в нарушении этой традиции. Дескать Он грубо пренебрегал древним преданием.

На самом же деле Господь хочет обратить внимание окружающих на то, как именно необходимо почитать субботний день.

Он показывает, что сами евреи давно забыли о подлинном смысле древнего закона.

Дело в том, что суббота в Библии связана с важным событием. В этот день Бог закончил творение мира. Как говорит Писание, на тот момент мироздание было «весьма хорошо». Речь идет о том, что космос был совершенен, как произведение гениального художника. В нем царили гармония и красота. Но вот, пришел человек, и своим грехом внес дисбаланс в окружающую действительность, осквернил ее своим эгоизмом. Краски Вселенной поблекли. Произведение гениального мастера было исковеркано. Наступила эпоха страданий. В творении поселилась порча, смерть. Появились разного рода болезни, ужасные телесные, душевные и духовные мутации. Природа, животный мир, сами люди стали изнывать под этим бременем. А потому подлинное почитание субботы — это далеко не бездействие. Скорее это попытка вернуть творению его первоначальный облик. Восстановление его первозданной красоты и гармонии. Когда не было болезни и смерти, когда люди не страдали от холода и голода, когда повсюду царили мир и покой.

Свести все к формальным запретам, к бездействию — означает игнорировать глубину божественного замысла. Это словно упрекнуть Бога в банальщине и заурядности.

Это, как если бы, мы свели суть свадебной церемонии к танцам, застолью и работе тамады.

Поэтому и в только что прозвучавшем отрывке мы видим, как Господь намеренно не только Сам совершает активные действия, исцеляет сухорукого человека, но и призывает к подобному учеников. Дозволяет им срывать колосья и перемалывать их, чтобы утолить голод. Так Он самими действиями подчеркивает, что лучшее празднование субботы — это проявление милости, любви и заботы о ближнем. Ведь именно ими была наполнена атмосфера первозданного мира. Испытывая их, человек словно обновляется, возвращается в потерянный рай.

Не случайно святой Православной Церкви прп. Максим Исповедник говорит о том, что субботний день, который в христианской традиции стал называться воскресеньем, празднуется не бездельем, а «благоделанием добрых дел».

Урок Спасителя обращен и к нам. Мы должны помнить, что красота богослужения, ритмичность устава, гармония и согласованность обряда не существуют ради самих себя. Смысл не в том, чтобы механически воспроизводить все это. Они всего лишь вспомогательный инструмент, который должен помочь нам не забыть, каким мог бы быть наш мир, если бы мы своими активными действиями преображали его, проявляя милость, любовь и заботу к тем, кто нас окружает.

В древнееврейской традиции суббота была седьмым днем недели. Она почиталась особо. В субботу была запрещена всякая активность, всякая работа. Предписывалось хранить покой. Соблюдение субботы было чем-то вроде визитной карточки еврейского народа. Чтишь субботу — веришь в Единого Бога Израиля. Читая Евангелие, волей-неволей обращаешь внимание на то, что основной упрек иудеев Христу заключался именно в нарушении этой традиции. Дескать Он грубо пренебрегал древним преданием.

На самом же деле Господь хочет обратить внимание окружающих на то, как именно необходимо почитать субботний день.

Он показывает, что сами евреи давно забыли о подлинном смысле древнего закона.

Дело в том, что суббота в Библии связана с важным событием. В этот день Бог закончил творение мира. Как говорит Писание, на тот момент мироздание было «весьма хорошо». Речь идет о том, что космос был совершенен, как произведение гениального художника. В нем царили гармония и красота. Но вот, пришел человек, и своим грехом внес дисбаланс в окружающую действительность, осквернил ее своим эгоизмом. Краски Вселенной поблекли. Произведение гениального мастера было исковеркано. Наступила эпоха страданий. В творении поселилась порча, смерть. Появились разного рода болезни, ужасные телесные, душевные и духовные мутации. Природа, животный мир, сами люди стали изнывать под этим бременем. А потому подлинное почитание субботы — это далеко не бездействие. Скорее это попытка вернуть творению его первоначальный облик. Восстановление его первозданной красоты и гармонии. Когда не было болезни и смерти, когда люди не страдали от холода и голода, когда повсюду царили мир и покой.

Свести все к формальным запретам, к бездействию — означает игнорировать глубину божественного замысла. Это словно упрекнуть Бога в банальщине и заурядности.

Это, как если бы, мы свели суть свадебной церемонии к танцам, застолью и работе тамады.

Поэтому и в только что прозвучавшем отрывке мы видим, как Господь намеренно не только Сам совершает активные действия, исцеляет сухорукого человека, но и призывает к подобному учеников. Дозволяет им срывать колосья и перемалывать их, чтобы утолить голод. Так Он самими действиями подчеркивает, что лучшее празднование субботы — это проявление милости, любви и заботы о ближнем. Ведь именно ими была наполнена атмосфера первозданного мира. Испытывая их, человек словно обновляется, возвращается в потерянный рай.

Не случайно святой Православной Церкви прп. Максим Исповедник говорит о том, что субботний день, который в христианской традиции стал называться воскресеньем, празднуется не бездельем, а «благоделанием добрых дел».

Урок Спасителя обращен и к нам. Мы должны помнить, что красота богослужения, ритмичность устава, гармония и согласованность обряда не существуют ради самих себя. Смысл не в том, чтобы механически воспроизводить все это. Они всего лишь вспомогательный инструмент, который должен помочь нам не забыть, каким мог бы быть наш мир, если бы мы своими активными действиями преображали его, проявляя милость, любовь и заботу к тем, кто нас окружает.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Кротость как добродетель — одна…

05.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Наверное, каждый человек хотя бы…

04.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

This website uses cookies.