Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 3-10

03 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;

04 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему.

05 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.

06 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.

07 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?

08 Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?

09 Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.

10 Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Только что прозвучавший отрывок, состоит из трех эпизодов, в каждом из которых Господь предлагает Своим ученикам небольшое поучение о том, как христианину необходимо проводить свою жизнь. На первый взгляд советы Спасителя никак не связаны между собой. Однако, если присмотреться, то окажется, что рекомендации Христа взаимодополняют друг друга.

Начинает Господь с того, что призывает Своих последователей прощать обиды до семи раз. У иудейских раввинов существовала поговорка: человек, который может простить своему обидчику три раза, достиг совершенства. Христос, говоря о семикратном прощении, указывает на то, что идеал христианской жизни более высокий, чем тот, который предлагает известная Его современникам религиозная традиция. Более того, число семь обладает в Священном Писании символическим значением. Обыкновенно, с его помощью указывают на какой-то совершенный предмет или полноценное действие. А потому Господь говорит не столько о том, что необходимо прощать человеку на четыре раза больше, чем их учили иудейские священники, сколько о том, что необходимо прощать всегда и столько раз, сколько потребуется. До бесконечности.

Один из предрассудков современников Христа состоял в том, что они вели подсчет своим добрым делам. Это в итоге заканчивалось печально для человека. Побочным эффектом добродетели становилось самомнение, самолюбование, самодовольство, тщеславие и превозношение над окружающими. Человек считал, что люди, которых он облагодетельствовал, становятся его должниками. И не только люди, сам Бог, Который теперь, вроде бы как обязан принять его, такого праведного, в Свое Небесное Царство. Чтобы у слушателей не появилась мысль подсчитывать, сколько и кому они простили, Господь и призывает их взять пример с рабов, в сознании которых нет даже мысли о какой-то награде за свой труд. Да, можно удовлетворить требованиям закона. Но сколько бы ты ни сделал добра, его всегда будет недостаточно для того, чтобы удовлетворить всем требованиям любви. Любящие родители не подсчитывают, когда и сколько заботы они оказали своему ребенку, чтобы позже потребовать за эту заботу компенсацию. Они, не задумываясь, отдают себя ему полностью и до самого конца без остатка. Поэтому необходимо приучать себя к мысли, что добродетель — не способ получить какую-то награду. Это образ жизни, долг, нечто, что должно стать для человека естественным, словно дыхание или другие привычки, о которых мы не задумываемся и за которые не ждем каких-то поощрений.

Принципы христианской жизни, которые предлагает Господь, кажутся невыполнимыми. Единственно своими силами воплотить их в жизнь невозможно. Поэтому Христос и говорит о силе веры. Он использует образ смоковницы для того, чтобы подчеркнуть мысль: если есть у вас хоть немного веры, невероятное станет возможным. Лишь вера может дать человеку способность строить свои отношения с людьми на принципах жертвенной любви. Ведь там, где подлинная вера, там действует уже не только сам человек, но и божественная благодать, которая живет в его сердце.

Только что прозвучавший отрывок, состоит из трех эпизодов, в каждом из которых Господь предлагает Своим ученикам небольшое поучение о том, как христианину необходимо проводить свою жизнь. На первый взгляд советы Спасителя никак не связаны между собой. Однако, если присмотреться, то окажется, что рекомендации Христа взаимодополняют друг друга.

Начинает Господь с того, что призывает Своих последователей прощать обиды до семи раз. У иудейских раввинов существовала поговорка: человек, который может простить своему обидчику три раза, достиг совершенства. Христос, говоря о семикратном прощении, указывает на то, что идеал христианской жизни более высокий, чем тот, который предлагает известная Его современникам религиозная традиция. Более того, число семь обладает в Священном Писании символическим значением. Обыкновенно, с его помощью указывают на какой-то совершенный предмет или полноценное действие. А потому Господь говорит не столько о том, что необходимо прощать человеку на четыре раза больше, чем их учили иудейские священники, сколько о том, что необходимо прощать всегда и столько раз, сколько потребуется. До бесконечности.

Один из предрассудков современников Христа состоял в том, что они вели подсчет своим добрым делам. Это в итоге заканчивалось печально для человека. Побочным эффектом добродетели становилось самомнение, самолюбование, самодовольство, тщеславие и превозношение над окружающими. Человек считал, что люди, которых он облагодетельствовал, становятся его должниками. И не только люди, сам Бог, Который теперь, вроде бы как обязан принять его, такого праведного, в Свое Небесное Царство. Чтобы у слушателей не появилась мысль подсчитывать, сколько и кому они простили, Господь и призывает их взять пример с рабов, в сознании которых нет даже мысли о какой-то награде за свой труд. Да, можно удовлетворить требованиям закона. Но сколько бы ты ни сделал добра, его всегда будет недостаточно для того, чтобы удовлетворить всем требованиям любви. Любящие родители не подсчитывают, когда и сколько заботы они оказали своему ребенку, чтобы позже потребовать за эту заботу компенсацию. Они, не задумываясь, отдают себя ему полностью и до самого конца без остатка. Поэтому необходимо приучать себя к мысли, что добродетель — не способ получить какую-то награду. Это образ жизни, долг, нечто, что должно стать для человека естественным, словно дыхание или другие привычки, о которых мы не задумываемся и за которые не ждем каких-то поощрений.

Принципы христианской жизни, которые предлагает Господь, кажутся невыполнимыми. Единственно своими силами воплотить их в жизнь невозможно. Поэтому Христос и говорит о силе веры. Он использует образ смоковницы для того, чтобы подчеркнуть мысль: если есть у вас хоть немного веры, невероятное станет возможным. Лишь вера может дать человеку способность строить свои отношения с людьми на принципах жертвенной любви. Ведь там, где подлинная вера, там действует уже не только сам человек, но и божественная благодать, которая живет в его сердце.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

Как научиться переживать сложные, тяжкие моменты своей жизни? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 50-й главы книги…

01.05.2024

This website uses cookies.