Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 37-38

37 Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою.

38 И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.

Евангелие от Луки, Глава 22, стихи 1-8

01 Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою,

02 и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.

03 Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,

04 и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.

05 Они обрадовались и согласились дать ему денег;

06 и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.

07 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,

08 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

В своем последнем интервью великий немецкий философ Мартин Хайдеггер произнес: «Только Бог еще может нас спасти. Нам остается единственная возможность: в мышлении и поэзии подготовить готовность к явлению Бога или же к отсутствию Бога и гибели». О религиозных взглядах Хайдеггера до сих пор идут ожесточенные споры. Но упомянутое интервью позволяет говорить, что во взглядах мыслителя произошел определенный сдвиг — если раньше Хайдеггер стоял на атеистических позициях, то перед смертью явно приблизился к вере в Бога. Итак, немецкий философ выражает надежду, что человечество способен спасти только Господь. Думаю, что для человека, пережившего ужасы второй мировой, эта мысль вполне была естественной.

В сегодняшнем евангельском чтении речь идет о днях, которые предшествовали событию, когда пришедший к людям Бог спас всех нас. Христос в последний раз посещает Иерусалим. Этот город тяготит душу Спасителя — Он предвидит что произойдет с Ним здесь вскоре. Христос в светлое время дня учил людей под сводами храма Соломона. Вечером же удалялся в дом Своего друга Лазаря. Приближался праздник иудейской Пасхи (Песах) — торжественного воспоминания освобождения древних евреев из-под власти Египта. В тот год праздник имел особый характер — Песах совпал с субботним днем. Отмечать праздник необходимо было, повторяя трапезу иудеев перед исходом из Египта. Главным блюдом являлся ягненок, запеченный особым образом — полностью, без раздробления костей. Спаситель знал, что приближавшийся Песах станет для Него не праздником, а днем смерти. Потому Христос обращается к ученикам с просьбой организовать пасхальную трапезу не накануне субботы, а на день раньше. Вечером в четверг Спаситель в последний раз разделит ужин со Своими учениками. На Тайной вечери Он попрощается с ними и совершит Евхаристию — таинство, в котором верующий духовно умирает и воскресает со Спасителем.

В повествовании о Тайной вечери мы видим, как иудейский обычай наполняется принципиально иным смыслом. Пасхальный агнец становится символом Христа — святого и чистого Сына Божьего, Которого жестокие люди умертвили. Но эта смерть становится не концом истории Спасителя, но началом новой эпохи — эпохи восстановленного общения человечества с Отцом Небесным. Несмотря на грехи людей, эта связь продолжает существовать. Рука Божья протянута каждому из нас. Здесь уместно вспомнить фреску Микеланджело «Сотворение Адама». Руки Господа и Адама направлены друг к другу. Десницу Божию художник изобразил напряженной, а вот Адам как будто расслаблен. Но даже в таком состоянии для соединения с Господом первому человеку нужно всего лишь приподнять палец. Мартин Хайдеггер был, безусловно, прав. Только Бог способен нас спасти — без Него все наши усилия по постройке рая на земле оборачиваются ужасами национал-социализма или коммунизма. Но в том и дело, что спасение уже совершено Христом. Агнец Божий уже совершил подвиг искупления. Всё, что требуется от нас, напрячь хотя бы один палец и уцепиться за протянутую десницу Божию. И таким образом выбрать правду Господню и отринуть фантазии о собственном всесилии.

В своем последнем интервью великий немецкий философ Мартин Хайдеггер произнес: «Только Бог еще может нас спасти. Нам остается единственная возможность: в мышлении и поэзии подготовить готовность к явлению Бога или же к отсутствию Бога и гибели». О религиозных взглядах Хайдеггера до сих пор идут ожесточенные споры. Но упомянутое интервью позволяет говорить, что во взглядах мыслителя произошел определенный сдвиг — если раньше Хайдеггер стоял на атеистических позициях, то перед смертью явно приблизился к вере в Бога. Итак, немецкий философ выражает надежду, что человечество способен спасти только Господь. Думаю, что для человека, пережившего ужасы второй мировой, эта мысль вполне была естественной.

В сегодняшнем евангельском чтении речь идет о днях, которые предшествовали событию, когда пришедший к людям Бог спас всех нас. Христос в последний раз посещает Иерусалим. Этот город тяготит душу Спасителя — Он предвидит что произойдет с Ним здесь вскоре. Христос в светлое время дня учил людей под сводами храма Соломона. Вечером же удалялся в дом Своего друга Лазаря. Приближался праздник иудейской Пасхи (Песах) — торжественного воспоминания освобождения древних евреев из-под власти Египта. В тот год праздник имел особый характер — Песах совпал с субботним днем. Отмечать праздник необходимо было, повторяя трапезу иудеев перед исходом из Египта. Главным блюдом являлся ягненок, запеченный особым образом — полностью, без раздробления костей. Спаситель знал, что приближавшийся Песах станет для Него не праздником, а днем смерти. Потому Христос обращается к ученикам с просьбой организовать пасхальную трапезу не накануне субботы, а на день раньше. Вечером в четверг Спаситель в последний раз разделит ужин со Своими учениками. На Тайной вечери Он попрощается с ними и совершит Евхаристию — таинство, в котором верующий духовно умирает и воскресает со Спасителем.

В повествовании о Тайной вечери мы видим, как иудейский обычай наполняется принципиально иным смыслом. Пасхальный агнец становится символом Христа — святого и чистого Сына Божьего, Которого жестокие люди умертвили. Но эта смерть становится не концом истории Спасителя, но началом новой эпохи — эпохи восстановленного общения человечества с Отцом Небесным. Несмотря на грехи людей, эта связь продолжает существовать. Рука Божья протянута каждому из нас. Здесь уместно вспомнить фреску Микеланджело «Сотворение Адама». Руки Господа и Адама направлены друг к другу. Десницу Божию художник изобразил напряженной, а вот Адам как будто расслаблен. Но даже в таком состоянии для соединения с Господом первому человеку нужно всего лишь приподнять палец. Мартин Хайдеггер был, безусловно, прав. Только Бог способен нас спасти — без Него все наши усилия по постройке рая на земле оборачиваются ужасами национал-социализма или коммунизма. Но в том и дело, что спасение уже совершено Христом. Агнец Божий уже совершил подвиг искупления. Всё, что требуется от нас, напрячь хотя бы один палец и уцепиться за протянутую десницу Божию. И таким образом выбрать правду Господню и отринуть фантазии о собственном всесилии.

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Наверное, каждый человек хотя бы…

04.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

This website uses cookies.