47 Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши:
48 сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.
49 Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят,
50 да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира,
51 от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.
52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.
53 Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое,
54 подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.
01 Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.
Как говорится — «о мертвых либо хорошо, либо ничего». Хотя, постойте. Говорится-то — говорится. Но неверно. Дело в том, что известная всем поговорка — это фраза, лишенная окончания. В оригинале она звучит так: «О мертвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды». Высказывание принадлежит древнегреческому философу Хилону из Спарты. Крылатой же фраза стала благодаря другому мудрецу античности — Диогену Лаэртскому.
В сегодняшнем евангельском чтении речь также идет об умерших. О них говорит Христос. И как вы прекрасно понимаете, Спаситель говорит только правду — и правду в данном случае нелицеприятную. Он вспоминает пророков Ветхого Завета и с горечью говорит вождям Израиля: «горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы». Слова Христа не укор, а печальное описание прошлого, настоящего и будущего. Спаситель видит, что за ширмой внешнего благочестия в сердцах Его современников живет всё то же нежелание жить по правде Божией, что и у иудеев древности. Те, стремясь жить по воле собственной, буквально затыкали рты глашатаев Господа — пророков. Современники Христа пошли дальше и постарались заглушить голос самого Сына Божьего. Впоследствии жертвами гонителей стали и святые апостолы. Причина такой жестокости имела несколько корней. Здесь можно увидеть и властолюбие, и гордость, и зависть. Но в первую очередь стоит упомянуть всё то же нежелание жить по воле Божией. Обличительные слова Христа попали в цель. Уязвленные соперники, сбросив благочестивые маски, тут же решили расправиться с Иисусом. Но вмешался народ. В этот раз люди были еще на стороне Спасителя. Укор в адрес фарисеев и законников адресован не только им. В какой-то мере он, к сожалению, обращен и к нам.
Подчас теми или иными благочестивыми поступками мы пытаемся скрыть своё неприятие всемогущества Божия и нежелание жить по Его воле. Господь представляется нам чересчур справедливым и жестоким контролером, отслеживающим все наши поступки. А нам приходится исполнять какие-то правила, чтобы втайне от Господа творить то, что нам хочется. Противники Христа украшали гробницы пророков, воздавали им почести, говорили о важности следовать их примеру. А сами жили принципиально иначе — жаждали народных почестей, стремились к власти, интриговали и завидовали. Но вот пришел Больший пророков, стал возвещать, как и пророки, правду Божию. И что получил в ответ? Ожидаемые ненависть, зависть, ярость...
Цена человеческого благочестия проверяется очень легко. Богу достаточно лишь немного постучаться в нашу жизнь какими-то испытаниями — подчас необременительными. В боку кольнуло, кто-то наступил на ногу в транспорте, начальник раскритиковал сделанную работу. Вот и всё — место благодушия тут же занимает возмущение, неприязнь, желание мести. Как же с этим бороться? Во-первых, не очаровываться собой. А во-вторых быть искренним перед Богом. Помнить, что не контролер Он, а любящий Отец. И ничего плохого, неподъемного Господь от нас не желает. Всё, что Он от нас просит, чтобы мы стали обладателями милосердных и отзывчивых сердец, ходили перед Богом все дни нашей жизни, стараясь исполнять правду Господню.