Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 23-26

23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

24 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;

25 и, придя, находит его выметенным и убранным;

26 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Довольно жуткая ситуация изображается в сегодняшней притче. Представьте, человек усердно занимается тем, чтобы побороть то зло, которое его наполняет. Допустим, одерживает определенную победу. То есть, выгоняет нечистого, беса, который паразитировал на его душе. Побродив где-то, этот мятежный и беспокойный дух берет с собой приятелей, и, если человек ничем себя не заполнил, начинает мучить его вместе с ними в семикратном размере. При помощи этого образа Господь открывает нам очень важную закономерность духовной жизни.

Стараясь достичь идеала христианского совершенства, человек не должен ограничиваться исключительно работой над своими недостатками. Иными словами, мало просто изгнать из своей души злые мысли и дурные привычки. Когда из нашей жизни уходит зло, это не означает, что ее автоматически наполняет добро. С наибольшей вероятностью случиться ровно обратное. То, с чем я боролся и от чего воздерживался, навалится на меня в семикратном размере. И это закономерно. Ведь если человека долго ограничивать от того, что продолжительное время питало его душу, и ничего при этом не предлагать взамен, не перенаправлять высвободившуюся энергию, это неизбежно приведет к взрыву. Чем сильнее сожмешь пружину, тем сильнее она выстрелит. Так и душа. Она живая. И тот вакуум, который образовался внутри ее, ищет, чем бы себя наполнить, чтобы хоть как-то нормализовать давление между внешней и внутренней средой. А потому параллельно с тем, что мы боремся со своим страстным, греховным началом, необходимо заниматься чем-то созидательным. Мы должны чем-то себя наполнить. И вот главный вопрос, чем?

Если, допустим, мы пойдем на тренинг к какому-нибудь современному коучеру-психологу, он скажет: измените акценты в своем расписании дня, больше общайтесь с близкими, найдите интересное хобби, заведите домашнее животное, займитесь спортом, охотой, рыбалкой и т.д. Спаситель же говорит, что не все из этих не злых, но формально добродетельных поступков на самом деле является добродетелью. Подлинная, беспримесная добродетель — это лишь то, что мы делаем ради Христа и с мыслью о Христе. Поэтому и начинается сегодняшний отрывок со слов: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». И действительно так. Скажу о парадоксальной до абсурдности ситуации. Была одна секта сатанистов, участники которой делали добро в честь сатаны. Так они желали доказать, что именно благодаря ему существует этот мир. И вот вопрос, чем такое добро без Христа обернется? Насколько оно ценно с точки зрения вечности? Свт. Феофан Затворник говорит, что «можно целый век трудиться и думать, что собрано много всякого добра, а все ни к чему, коль скоро собираемо было не с Господом».

Поэтому будем в своей духовной жизни не просто противостоять злу, но еще и приобретать навыки добродетели во Христе. Ведь только то, что делается в Его имя можно назвать настоящим, прочным и действительно ценным. То есть тем, что способно заполнить нашу душу, принести ей мир и покой.

Довольно жуткая ситуация изображается в сегодняшней притче. Представьте, человек усердно занимается тем, чтобы побороть то зло, которое его наполняет. Допустим, одерживает определенную победу. То есть, выгоняет нечистого, беса, который паразитировал на его душе. Побродив где-то, этот мятежный и беспокойный дух берет с собой приятелей, и, если человек ничем себя не заполнил, начинает мучить его вместе с ними в семикратном размере. При помощи этого образа Господь открывает нам очень важную закономерность духовной жизни.

Стараясь достичь идеала христианского совершенства, человек не должен ограничиваться исключительно работой над своими недостатками. Иными словами, мало просто изгнать из своей души злые мысли и дурные привычки. Когда из нашей жизни уходит зло, это не означает, что ее автоматически наполняет добро. С наибольшей вероятностью случиться ровно обратное. То, с чем я боролся и от чего воздерживался, навалится на меня в семикратном размере. И это закономерно. Ведь если человека долго ограничивать от того, что продолжительное время питало его душу, и ничего при этом не предлагать взамен, не перенаправлять высвободившуюся энергию, это неизбежно приведет к взрыву. Чем сильнее сожмешь пружину, тем сильнее она выстрелит. Так и душа. Она живая. И тот вакуум, который образовался внутри ее, ищет, чем бы себя наполнить, чтобы хоть как-то нормализовать давление между внешней и внутренней средой. А потому параллельно с тем, что мы боремся со своим страстным, греховным началом, необходимо заниматься чем-то созидательным. Мы должны чем-то себя наполнить. И вот главный вопрос, чем?

Если, допустим, мы пойдем на тренинг к какому-нибудь современному коучеру-психологу, он скажет: измените акценты в своем расписании дня, больше общайтесь с близкими, найдите интересное хобби, заведите домашнее животное, займитесь спортом, охотой, рыбалкой и т.д. Спаситель же говорит, что не все из этих не злых, но формально добродетельных поступков на самом деле является добродетелью. Подлинная, беспримесная добродетель — это лишь то, что мы делаем ради Христа и с мыслью о Христе. Поэтому и начинается сегодняшний отрывок со слов: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». И действительно так. Скажу о парадоксальной до абсурдности ситуации. Была одна секта сатанистов, участники которой делали добро в честь сатаны. Так они желали доказать, что именно благодаря ему существует этот мир. И вот вопрос, чем такое добро без Христа обернется? Насколько оно ценно с точки зрения вечности? Свт. Феофан Затворник говорит, что «можно целый век трудиться и думать, что собрано много всякого добра, а все ни к чему, коль скоро собираемо было не с Господом».

Поэтому будем в своей духовной жизни не просто противостоять злу, но еще и приобретать навыки добродетели во Христе. Ведь только то, что делается в Его имя можно назвать настоящим, прочным и действительно ценным. То есть тем, что способно заполнить нашу душу, принести ей мир и покой.

editor2

Поделиться
Опубликовано
editor2

Последние записи

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Не помню, откуда эта зарисовка сохранилась в моей памяти — но она прекрасно…

13.05.2024

Случалось ли вам общаться с близкими людьми без слов, без знаков, даже без каких бы…

10.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Всегда ли вы, дорогие друзья, перед тем как…

10.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждому из нас…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Наверное, каждому человеку…

06.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! Как верующие люди обычно относятся к Богу? С большим почтением…

06.05.2024

This website uses cookies.