Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 23-28

23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;

28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Невозможно читать Евангелие и не замечать, что на его страницах постоянно повторяется один и тот же сюжет: Христос регулярно дискутирует с фарисеями, а они всякий раз пытаются Его в чем-то подловить и выдвинуть обвинения в нарушении закона. Но так было не всегда. Пути Христа и фарисеев разошлись далеко не сразу, первоначально фарисеи были главной целевой аудиторией Христовой проповеди. В Его словах можно увидеть очень много общего со словами уважаемых фарисейских раввинов. Иногда мысли Христа следуют за мыслями живших до Него раввинов с почти буквальной точностью. Христос также, как и фарисеи, относился с глубоким почтением к закону Ветхого Завета во всем его многообразии. Он не считал, что какая-либо заповедь может быть отвергнута как утратившая актуальность, Он говорил, что «доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:18).

Так было сказано в 5-й главе Евангелия от Матфея, а к 23-й главе, отрывок из которой мы только что услышали, Христос говорит, как кажется, нечто прямо противоположное: Он критикует стремление фарисеев к исполнению требования закона относительно ритуальной чистоты, критикует их стремление тщательно исполнять предписания о десятине. Конечно, противоречие это лишь кажущееся. Его легко устранить, если вспомнить, что любой закон, в том числе и закон Ветхого Завета, не самоценен. Он существует не ради себя самого, у него есть некая конечная цель, к достижению которой должно приводить исполнение предписаний закона.

В этом отрывке Христос утверждает, что важнейшее в законе — суд, милость и вера. Это то, ради чего был дан закон. Все его предписания должны приводить к ним. Точно также, как правила дорожного движения существуют не ради самих себя, а ради безопасности. Правильно в каждой конкретной ситуации то, что наиболее безопасно и при этом неважно, каким образом оно соотносится с буквой правил. Скажем, правила требуют, чтобы автомобиль, который выезжает со второстепенной дороги на главную, уступил дорогу тем, кто движется по главной дороге. Но по каким-то причинам водитель может не заметить тот транспорт, которому он должен уступить при выполнении своего маневра. Довольно странно будет выглядеть тот, кто движется по главной дороге, в случае, если он решит проигнорировать этот факт и пойдет на риск столкновения ради исполнения правил, которые отдают ему преимущество проезда. Нормальный водитель предпримет все необходимое, чтобы избежать аварии, потому что безопасность — это всеми признаваемый приоритет дорожного движения.

Фарисеи же предпочитали действовать иначе. Они, если продолжить аналогию с современным нам дорожным движением, готовы были погибнуть сами и прихватить с собой кого угодно ради исполнения буквы правил. Они отказывались видеть суть предписаний.

К сожалению, Христос не сумел их переубедить. Слишком далеко зашла их убежденность в важности буквалистского исполнения предписаний закона. Воплощенному Богу не оставалось ничего другого, кроме как перестать вести какую-либо дискуссию с этими людьми.

Невозможно читать Евангелие и не замечать, что на его страницах постоянно повторяется один и тот же сюжет: Христос регулярно дискутирует с фарисеями, а они всякий раз пытаются Его в чем-то подловить и выдвинуть обвинения в нарушении закона. Но так было не всегда. Пути Христа и фарисеев разошлись далеко не сразу, первоначально фарисеи были главной целевой аудиторией Христовой проповеди. В Его словах можно увидеть очень много общего со словами уважаемых фарисейских раввинов. Иногда мысли Христа следуют за мыслями живших до Него раввинов с почти буквальной точностью. Христос также, как и фарисеи, относился с глубоким почтением к закону Ветхого Завета во всем его многообразии. Он не считал, что какая-либо заповедь может быть отвергнута как утратившая актуальность, Он говорил, что «доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:18).

Так было сказано в 5-й главе Евангелия от Матфея, а к 23-й главе, отрывок из которой мы только что услышали, Христос говорит, как кажется, нечто прямо противоположное: Он критикует стремление фарисеев к исполнению требования закона относительно ритуальной чистоты, критикует их стремление тщательно исполнять предписания о десятине. Конечно, противоречие это лишь кажущееся. Его легко устранить, если вспомнить, что любой закон, в том числе и закон Ветхого Завета, не самоценен. Он существует не ради себя самого, у него есть некая конечная цель, к достижению которой должно приводить исполнение предписаний закона.

В этом отрывке Христос утверждает, что важнейшее в законе — суд, милость и вера. Это то, ради чего был дан закон. Все его предписания должны приводить к ним. Точно также, как правила дорожного движения существуют не ради самих себя, а ради безопасности. Правильно в каждой конкретной ситуации то, что наиболее безопасно и при этом неважно, каким образом оно соотносится с буквой правил. Скажем, правила требуют, чтобы автомобиль, который выезжает со второстепенной дороги на главную, уступил дорогу тем, кто движется по главной дороге. Но по каким-то причинам водитель может не заметить тот транспорт, которому он должен уступить при выполнении своего маневра. Довольно странно будет выглядеть тот, кто движется по главной дороге, в случае, если он решит проигнорировать этот факт и пойдет на риск столкновения ради исполнения правил, которые отдают ему преимущество проезда. Нормальный водитель предпримет все необходимое, чтобы избежать аварии, потому что безопасность — это всеми признаваемый приоритет дорожного движения.

Фарисеи же предпочитали действовать иначе. Они, если продолжить аналогию с современным нам дорожным движением, готовы были погибнуть сами и прихватить с собой кого угодно ради исполнения буквы правил. Они отказывались видеть суть предписаний.

К сожалению, Христос не сумел их переубедить. Слишком далеко зашла их убежденность в важности буквалистского исполнения предписаний закона. Воплощенному Богу не оставалось ничего другого, кроме как перестать вести какую-либо дискуссию с этими людьми.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

Как научиться переживать сложные, тяжкие моменты своей жизни? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 50-й главы книги…

01.05.2024

This website uses cookies.