Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 54-58

54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?

55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?

56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?

57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.

58 И не совершил там многих чудес по неверию их.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Совершенно бесспорно, что любой человек имеет шанс навсегда остаться лишён чести среди тех, с кем он вырос. Всегда найдутся те, кто вспомнит о детских шалостях, о юношеском максимализме, о не совсем корректных поступках и высказываниях. Это известная общечеловеческая слабость. Архиепископ Аверкий (Таушев) определил ее так: «Люди часто с завистью и ненавистью смотрят на выходцев из своей среды, которые вдруг обнаруживают необыкновенные дарования и становятся выше их». А блаженный Иероним Стридонский в этой связи написал такие слова: «Почти естественно то, что граждане всегда завидуют согражданам, потому что они обращают внимание не на настоящие дела человека; они вспоминают о его слабом детстве, как будто сами-то они дошли до зрелого возраста не через те же самые степени». Отношение ко Христу, которое проистекает из знания Его детства и Его родственников, конечно, нельзя назвать правильным, но оно вполне понятно и естественно.

Удивляет же в этом евангельском отрывке нечто иное: Господь делает обобщение, которое не совсем хорошо согласуется с историческими данными. Он говорит, что «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем», тогда как сказать так можно далеко не о всех пророках. Для примера можно взять Пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна — его почитали все, или почти все, нет оснований полагать, что он был без чести среди тех, кто окружал его с самого детства. Нечто подобное можно сказать о других пророках Ветхого Завета: об Илие, об Елисее, о Самуиле, об Иеремии. Конечно, находились те, кто был с ними не согласен, те, кто их гнал и вообще относился без должного благоговения, но нельзя сказать, что они были лишены чести на своей родине. Конечно же, Христос не мог этого всего не знать, поэтому некоторые толкователи делают вывод о том, что Он использует в Своей речи устоявшуюся присказку, а не излагает альтернативное видение ветхозаветной истории.

Центральное же место всего отрывка заключается в том, что чудеса невозможны без веры. Само слово «чудеса» в наше время звучит, конечно, не самым выгодным образом. Под чудесами можно понимать что угодно, слово это находится где-то на грани мифологии, а потому у многих наших современников не вызывает ничего, кроме улыбки. Поэтому стоит помнить, что здесь чудесами называются совершенно конкретные действия, те, которые Христос совершал в других местах: это исцеление больных и бесноватых Своей божественной силой. Именно это не смог сделать Христос в Своем родном городе. Получается, что сила Бога может быть ограничена человеком. Бог не действует там, где человек не хочет принимать Его действия. Бог проявляет Себя лишь тогда, когда человек готов через веру принять то, что совершает Бог. Вера должна предшествовать проявлению Божественной любви, при этом вера не может базироваться на доказательствах чудесами.

Хорошо бы нам всем об этом помнить и руководствоваться этим знанием в своем общении с Богом.

Совершенно бесспорно, что любой человек имеет шанс навсегда остаться лишён чести среди тех, с кем он вырос. Всегда найдутся те, кто вспомнит о детских шалостях, о юношеском максимализме, о не совсем корректных поступках и высказываниях. Это известная общечеловеческая слабость. Архиепископ Аверкий (Таушев) определил ее так: «Люди часто с завистью и ненавистью смотрят на выходцев из своей среды, которые вдруг обнаруживают необыкновенные дарования и становятся выше их». А блаженный Иероним Стридонский в этой связи написал такие слова: «Почти естественно то, что граждане всегда завидуют согражданам, потому что они обращают внимание не на настоящие дела человека; они вспоминают о его слабом детстве, как будто сами-то они дошли до зрелого возраста не через те же самые степени». Отношение ко Христу, которое проистекает из знания Его детства и Его родственников, конечно, нельзя назвать правильным, но оно вполне понятно и естественно.

Удивляет же в этом евангельском отрывке нечто иное: Господь делает обобщение, которое не совсем хорошо согласуется с историческими данными. Он говорит, что «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем», тогда как сказать так можно далеко не о всех пророках. Для примера можно взять Пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна — его почитали все, или почти все, нет оснований полагать, что он был без чести среди тех, кто окружал его с самого детства. Нечто подобное можно сказать о других пророках Ветхого Завета: об Илие, об Елисее, о Самуиле, об Иеремии. Конечно, находились те, кто был с ними не согласен, те, кто их гнал и вообще относился без должного благоговения, но нельзя сказать, что они были лишены чести на своей родине. Конечно же, Христос не мог этого всего не знать, поэтому некоторые толкователи делают вывод о том, что Он использует в Своей речи устоявшуюся присказку, а не излагает альтернативное видение ветхозаветной истории.

Центральное же место всего отрывка заключается в том, что чудеса невозможны без веры. Само слово «чудеса» в наше время звучит, конечно, не самым выгодным образом. Под чудесами можно понимать что угодно, слово это находится где-то на грани мифологии, а потому у многих наших современников не вызывает ничего, кроме улыбки. Поэтому стоит помнить, что здесь чудесами называются совершенно конкретные действия, те, которые Христос совершал в других местах: это исцеление больных и бесноватых Своей божественной силой. Именно это не смог сделать Христос в Своем родном городе. Получается, что сила Бога может быть ограничена человеком. Бог не действует там, где человек не хочет принимать Его действия. Бог проявляет Себя лишь тогда, когда человек готов через веру принять то, что совершает Бог. Вера должна предшествовать проявлению Божественной любви, при этом вера не может базироваться на доказательствах чудесами.

Хорошо бы нам всем об этом помнить и руководствоваться этим знанием в своем общении с Богом.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Наверное, каждый человек хотя бы…

04.05.2024

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой человек, хоть сколько-нибудь знакомый с христианством,…

03.05.2024

Недавно я прочитал один сюжет, напрямую связанный с сегодняшним библейским чтением. В сюжете речь шла о времени вскоре после…

02.05.2024

Говорят, хорошие истории должны хорошо заканчиваться. Не уверен, но в отношении праведного Иова, пережившего множество испытаний, хочется порадоваться.…

02.05.2024

Пророк Исаия жил примерно в 8 веке до Рождества Христова. Тем не менее, через образы его пророчеств довольно чётко…

02.05.2024

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

This website uses cookies.